Москва, 14 апреля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Саха (Якутия) (далее – республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,5 трлн рублей, что на 10,5% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Рост ВРП был достигнут, в первую очередь, за счет развития промышленного производства. Индекс промышленного производства республики в 2021 году показал рост на 16,1% относительно предыдущего года, который преимущественно был вызван увеличением объема производства в добывающей отрасли (+17,8%). Положительную динамику обеспечил рост добычи серебра в 2,2 раза, природного газа в 2 раза, угля на 55%, нефти на 8%, золота на 6% и алмазов на 5,3%. По итогам 2022 года регионом ожидается рост ВРП до 1,6 трлн рублей.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 1,5 млн рублей. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы и невысокая динамика роста численности населения. На фоне послекризисного восстановления экономики региона наблюдалось снижение безработицы на 0,5 п. п. до докризисного уровня (6,9%). По итогам 2022 года возможен рост безработицы. Республика входит в число немногих регионов страны, где сохраняется естественный прирост населения, который в последние годы также дополняется миграционным притоком в результате привлечения рабочей силы на новые рабочие места. Прирост численности населения региона за последние три года составил 2,6% и на 01.01.2022 сложилась в размере 992,1 тыс. человек. Умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий коэффициент демографической нагрузки – 0,716 на 01.01.2022. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года, который составил 22,4%. По итогам 2021 года объем внебюджетных инвестиций составил 266,8 млрд рублей, что на 36,4% в действующих ценах выше уровня 2020 года, однако допандемийный уровень не был достигнут. Вклад в рост внебюджетных инвестиций внесли инвестиции ООО «Газпром инвест», ПАО «Сургутнефтегаз», АО ГОК «Инаглинский», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». В 2021 году введены вторая очередь шахты «Восточная Денисовская», завершено строительство Нежданинского ГОК. По итогам 2022 года внебюджетные инвестиции, по прогнозу региона, составят 272,9 млрд рублей или +2,3% к уровню 2021 года. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» и «Якутия» способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Доходы региона в 2021 году выросли на 28,4% по сравнению с 2020 годом. Рост налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) составил 47,0%, в результате чего их доля в общей структуре доходов бюджета по итогам 2021 года приросла относительно прошлого года на 7,5 п. п. и составила 59,3%, однако бюджетная обеспеченность республики по-прежнему оценивается на умеренно низком уровне. Увеличение поступлений ННД связано с ростом как налоговых, так и неналоговых доходов. По итогам отчетного года в структуре налоговых доходов лидирующую позицию сохранил налог на прибыль организаций с долей 40,5%, поступления по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организации также оказались наиболее значимыми в структуре – их доли составили 19,9% и 16,9% соответственно. Рост налоговых доходов на 24,5% относительно предыдущего года сложился, прежде всего, за счет увеличения поступлений по налогам на прибыль организаций (+34,5%) и добычу полезных ископаемых (+56,4%), акцизам (+36,9%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль, в основном, связано с ростом налогооблагаемой базы по предприятиям алмазодобывающей и золотодобывающей отраслей промышленности в результате повышения цен на драгоценные металлы, объемов реализации алмазно-бриллиантовой продукции, а также изменения ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, для участников региональных инвестиционных проектов (далее – РИП). По налогу на добычу полезных ископаемых – за счет налога на добычу природных алмазов в результате изменения правил оценки налоговой базы и ослабления курса рубля, а также за счет налога на добычу угля, который вырос с увеличением объема добычи и уплатой налога участником РИП без применения понижающего коэффициента. По акцизам – связано с изменениями в положительную сторону ставок акцизов на нефтепродукты и норматива распределения доходов по ним в бюджет субъекта РФ. Увеличение неналоговых поступлений относительно предыдущего года в 4,2 раза обусловлено, в основном, ростом доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту РФ. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как низкая: доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах в 2021 году составила 24,6%. Несмотря на снижение объема дотаций относительно 2020 года на 8,9% в связи с сокращением, на фоне послекризисного восстановления и стабилизации экономики региона, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в 5 раз, в целом объем межбюджетных трансфертов за 2021 год показал положительную динамику на уровне 5,1%, в том числе, за счет повышения объема субсидий (+34,2%), субвенций (+9,1%) и иных межбюджетных трансфертов (+37,8%). В результате сложившейся динамики доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов в 2021 году снизилась на 8,4 п. п. и составила 55,2%, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. Согласно закону о бюджете региона на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается снижение ННД на 23,1% к уровню 2021 года.
Расходы региона в 2021 году выросли на 15,7% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 143,7 млрд рублей (49,9% совокупных расходов), что выше 2020 года на 13,5%. Тем не менее, удельный вес расходов социального блока в общих расходах регионального бюджета показал сокращение на 1,0 п. п., которое произошло, в основном, на фоне опережающего роста расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (+33,4%) и национальную экономику (+16,2%), которые в денежном выражении показали наибольший прирост. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 11,1%.
Сбалансированность республиканского бюджета по результатам 2021 года оценивается агентством позитивно. Бюджет был исполнен с профицитом 33,2 млрд рублей или 17,4% ННД. Положительный результат был обеспечен благодаря опережающему росту доходов бюджета над расходами. В соответствии с законом о бюджете региона на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 34,9 млрд рублей или 23,9% ННД. Покрытие дефицита прогнозируется за счет остатков средств на счетах, бюджетных инфраструктурных и банковских кредитов.
По состоянию на 01.01.2022 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки – 23,9%. Объем государственного долга региона составил 45,6 млрд рублей, в структуре которого наибольшую долю занимали облигационные займы – 76,3% от совокупного долга. Наряду с этим существенная доля приходилась на государственные гарантии в размере 23,1%. Бюджетные кредиты от Минфина РФ формировали менее 1% долга. По итогам 2022 года, в связи с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита бюджета и привлечения бюджетных инфраструктурных кредитов, ожидается увеличение долга до 49,8 млрд рублей и изменение структуры долгового портфеля. В результате роста долга и отмеченного снижения объема ННД долговая нагрузка по итогам текущего года вырастет порядка до 34,0%, но по-прежнему останется на комфортном уровне. Для региона характерна умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 1,6%, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.01.2022 погашению подлежит 13,7% совокупного долга. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года составил 320,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 287,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.10.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.