Рейтинговые действия, 01.04.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+

Москва, 1 апреля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Республика Бурятия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также оптовая и розничная торговля. Основную долю обрабатывающих производств составляют производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий.

Республика характеризуется невысокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2021 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 313,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 1,2% в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 332,6 млрд рублей. В 2021 году в регионе наблюдался незначительный рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 100,3%. В структуре промышленного производства положительную динамику поддержали обрабатывающие производства (+11,0%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+45,8%). В обрабатывающих производствах рост обусловлен увеличением производства резиновых и пластмассовых изделий (в 2,7 р.), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+38,9%), прочих готовых изделий (+39,1%), текстильных изделий (+26,8%) и прочей неметаллической минеральной продукции (+26,1%). Добыча полезных ископаемых продемонстрировала снижение (-17,7%) в связи с сокращением добычи угля из-за низкой пропускной способности РЖД. По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 104,5%.

Показатели благосостояния региона находились на невысоком уровне: по итогам отчетного года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 318,4 тыс. рублей, что на 3,6% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения и отрицательна ее динамика, высокий уровень коэффициента демографической нагрузки и среднегодовой безработицы. За последние 3 года численность населения региона снизилась на 0,7 тыс. человек и на 01.01.2022 составила 982,6 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2022 составил 0,811. В результате принятых мер правительством региона на рынке труда уровень безработицы снизился на 1,0 п. п. и по итогам 2021 года составил 9,5%, но допандемийный уровень не был достигнут. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Несмотря на рост в 26,3%, вызванный применением Росстатом коэффициента досчета по неформальному сектору экономики до полного круга, объем внебюджетных инвестиций в 2021 году оставался на невысоком уровне – 52,3 млрд рублей. Отношение объема внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 16,1%. На территории республики действуют промышленные площадки, особая экономическая зона, территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает низкий уровень бюджетообеспеченности региона, по итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в составе доходов бюджета приросла на 5,1 п. п. и составила 37,9%, но допандемийный уровень еще не достигнут, ранее у региона данный показатель составлял в среднем 45,0%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 34,3% и налог на прибыль организаций – 34,0%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 12,4% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 1,3%, ННД – на 29,8% и превысили бюджетные назначения на 2,2%. Основное влияние на положительную динамику оказал рост поступлений по налогу на прибыль организаций (+83,2% к уровню 2020 года), НДФЛ (+9,4%) и налогу на имущество организаций (+14,6%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль связано с наращением производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации, по НДФЛ – ростом среднемесячной заработной платы и поступлением налога от нового плательщика, по налогу на имущество организаций – увеличением налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования с 1,3% в 2019 году до 1,6% в 2020 году, а также окончанием льготного периода налогообложения в отношении имущества, созданного организацией добычи в рамках реализации инвестиционного соглашения. Диверсификация налоговой базы региона находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,2% в налоговых доходах. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 35,7 млрд рублей.

Расходы региона за 2021 год выросли на 10,6% по сравнению с 2020 годом и составили 97,2 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 71,0 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 13,2%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал рост на 1,7 п. п. Увеличение доли социального блока преимущественно связано с ростом расходов на культуру (+21,9%), социальную политику (+20,0%) и образование (+12,0%). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается агентством на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 11,1%.

Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2021 года дефицит бюджета составил 2,0% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись банковские кредиты. На 2022 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 6,6 млрд рублей или 18,6% ННД. Основными источниками финансирования дефицита будут являться коммерческие заимствования. Без учета бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 14,3% ННД.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством позитивно. По состоянию на 01.01.2022 долг региона вырос на 14,1% и составил 15,9 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 6,0 п. п. и составила 43,4% в связи с ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается прирост объёма заимствований до 20,8 млрд рублей, долговой нагрузки – до 58,2%. Более существенное повышение долга и изменение пропорций относительно ННД может оказать давление на рейтинговую оценку. Рост долга обусловлен необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита республиканского бюджета, а также в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале 2021 года были погашены более дорогие банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило сэкономить на процентах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,5% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 96,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 97,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.10.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024