Рейтинговые действия, 21.09.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Свердловской области на уровне ruАA-

Москва, 21 сентября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАA-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Свердловская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 2,5 трлн рублей, снизившись по сравнению с 2019 годом на 3,1% в текущих ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 2,6 трлн рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные коронавирусной пандемией, в регионе наблюдался рост промышленного производства в отчетном году – индекс промышленного производства составил 102,3%, что выше, чем в целом по РФ – 97,9%. Высокая база 2020 года обусловила незначительное замедление динамики промышленного производства в январе-июле текущего года – индекс промышленного производства составил 99,1% к январю-июлю 2020 года.

Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения. По расчетам агентства, показатель в 2020 году составил 570,2 тыс. рублей или на 2,8% ниже уровня 2019 года в действующих ценах, что обусловлено снижением ВРП. Давление на рейтинговую оценку оказывают отрицательная динамика численности населения и высокий уровень коэффициента демографической нагрузки. За последние три года численность населения региона сократилась на 0,8% и на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составила 4290,1 тыс. человек. Основной причиной снижения является естественная убыль населения.  Тем не менее регион входит в число пяти крупнейших регионов по данному показателю. Коэффициент демографической нагрузки составил 0,822 на отчетную дату, что выше среднего показателя по стране. Отрицательное влияние на рынок труда региона оказал коронакризис. Среднегодовой уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, за 2020 год составил 5,8%, что на 1,6 п. п. выше уровня 2019 года. Несмотря на рост, значение данного показателя не превысило среднероссийский уровень. По итогам 2021 года регион ожидает снижение уровня безработицы до допандемийного уровня – 4,2%-4,3%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2020 года составил 327,1 млрд рублей, что на 5,8% ниже, чем в 2019 году в действующих ценах. Снижение показателя связано с ограничениями, введенными в связи с распространением коронавируса, заморозкой ряда инвестиционных проектов, планируемых к реализации в 2020 году и переноса их реализации на более поздние сроки. Вместе с тем, в связи с возникшей ситуацией в экономике, организации сокращали свою инвестиционную деятельность, осуществляя только амортизационные расходы. Закрытие границ между странами способствовало снижению, в том числе, совокупного спроса, следовательно, и инвестиционных расходов. По итогам 2021 года регион, на фоне восстановления экономики, ожидает рост данного показателя до 367,9 млрд рублей или на 12,5% в действующих ценах. Среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за три последних отчетных года находится на низком уровне – 13,8%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. На территории области действуют индустриальные парки, технопарк, особая экономическая зона, четыре территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает высокую автономию бюджета Свердловской области. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 75,6%, что на 12,2 п. п. ниже уровня 2019 года. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также борьбу с коронавирусом и его последствиями. По итогам 2021 года ожидается рост доли до 81,3%, но от докризисных значений будет еще отставать (последние пять лет доля ННД в доходах составляла около 90%). По состоянию на 01.01.2021 общие доходы регионального бюджета выросли на 14,3%, в том числе трансферты в 2,4 раза, а ННД снизились на 1,6% по сравнению с 2019 годом. ННД областного бюджета за 2020 год составили 216,4 млрд рублей или 92,3% утвержденного годового прогноза. Структура налоговых доходов в отчетном году изменилась, если ранее наибольшую долю занимал налог на прибыль организаций, то в 2020 году он сместился на второе место и наибольшую долю стал занимать налог на доходы физических лиц (36,8%). Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,2% в налоговых доходах. По состоянию на 01.08.2021 доходы бюджета региона выросли на 26,1% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 38,3%, а трансферты снизились на 16,1%. В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений почти по всем бюджетообразующим налогам, наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+70%). Несмотря на положительную динамику большинства налогов, налог на имущество организаций не восстановился, поступления по нему снизились за семь месяцев текущего года на 1,5% к аналогичному периоду 2020 года и на 8,2% к семи месяцам 2019 года. Прогноз поступлений ННД на 2021 год умеренно оптимистичен по отношению к 2020 году, ожидается рост на 10,4%, к докризисному уровню 2019 года рост составит 8,6%.

Расходы региона в 2020 году выросли на 19,2% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 213,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 22,6%. За январь-июль 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 7,0% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 135,2 млрд рублей, что на 8,2% выше семи месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост на 0,8 п. п. Рост доли связано с увеличением расходов по физической культуре и спорту в 1,6 раза и социальной политике на 10,0%. По итогам 2021 года ожидается прирост расходов на 6,1%.

Региональный бюджет, в предыдущие годы, преимущественно исполнялся с дефицитом. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 29,3 млрд рублей или 13,6% от ННД, который был покрыт, главным образом, за счёт облигационных займов, а также бюджетных и банковских кредитов. По итогам 2021 года прогнозируется исполнение бюджета также с дефицитом в 40,6 млрд рублей или 17% ННД. В качестве основных источников финансирования дефицита определены кредиты кредитных организаций, облигационные займы, а также изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

Долговая нагрузка региона на отчетную дату находилась на умеренно комфортном уровне: совокупный объем долгового портфеля составил 114,4 млрд рублей, что в 1,5 раза выше, чем на 01.01.2020; долговая нагрузка в отчетном году приросла почти на 18 п. п. и составила порядка 53%. Долговой портфель был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 57,7%, бюджетных кредитов – 29,7%, банковских кредитов – 11,6%, государственных гарантий – 1,0%. В конце отчетного года регион получил полугодовой бюджетный кредит от Минфина России на сумму 15,2 млрд рублей. В июне 2021 года данный кредит был реструктурирован со сроком погашения до 2029 года включительно. По итогам 2021 года структура долгового портфеля возможно претерпит изменения, регион вошел в число тех субъектов РФ, которым предусмотрен бюджетный кредит на замещение коммерческого долга. Из-за необходимости покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, в текущем году ожидается рост долга на 22,5% до 140,2 млрд рублей, долговой нагрузки до 58,2%. Незначительный объем долговых обязательств области, приходящихся к погашению в краткосрочном периоде, смягчает риски рефинансирования. Расходы на обслуживание регионального долга в 2020 году составили 2% от ННД, что оказало умеренно положительное влияние на уровень рейтинга. Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается поддержанием остатков средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Объем доходов бюджета Свердловской области по итогам 2020 года составил 286,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 315,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.03.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024