Рейтинговые действия, 20.09.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 сентября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил 292,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2019 года на 1,9%. По итогам 2021 года регионом ожидается рост объема ВРП до 309,3 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 2,3% в сопоставимых ценах. Оборот   организаций   по   всем    видам экономической деятельности за январь-июль 2021 года составил 208,8 млрд рублей, увеличившись на 3,2% к январю-июлю отчетного года в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 10,6% и «Торговля оптовая и розничная» на 7,7%. На фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, в 2020 году в регионе наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 94,3%. За семь месяцев текущего года промышленность края показала положительные результаты – индекс промышленного производства составил 114,8% к январю-июлю 2020 года. В структуре промышленного производства наибольший рост продемонстрировали обрабатывающие производства (+18,0%) и добыча полезных ископаемых (+17,3%). В обрабатывающих производствах рост обусловлен увеличением ремонта и монтажа машин и оборудования (+89,2%), производства прочих готовых изделий (+68,5%), производства бумаги и бумажных изделий (39,6%) а также производства пищевых продуктов (+16,5%). В добыче полезных ископаемых – увеличением добычи металлических руд (+20,4%). Несмотря на положительную динамику января-июля 2021 года, по итогам 2021 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 97,7%.

Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 936,1 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,8%, коэффициент демографической нагрузки – 0,632. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 311,7 тыс. человек и за последние 3 года сократилась почти на 4 тыс. человек. По данному показателю регион находится на 79 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год оставался на невысоком уровне и составил 42,8 млрд рублей, что на 27,8% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 12,5%. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах бюджета по итогам 2020 года составила 63,2%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. По итогам 2020 года доля ННД в составе доходов бюджета составила 27,5%, что на 4,6 п. п. ниже уровня 2019 года в связи с увеличением финансовой помощи из федерального бюджета на поддержку экономики и борьбу с коронавирусом и его последствиями. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 59,8% и налог на прибыль организаций – 17,2%. Диверсификация налоговой базы края находится на высоком уровне: на консолидированную группу налогоплательщиков приходилось 0,5% налоговых доходов в отчетном году. За 2020 год доходы регионального бюджета выросли на 15,2% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 25,2%, а поступления по ННД снизились на 1,2%. По состоянию на 01.08.2021 доходы регионального бюджета выросли на 9,8% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 18,5%, трансферты на 2,3%. В структуре налоговых доходов по итогам семи месяцев 2021 года наблюдается рост по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду отчетного года. Несмотря на положительные результаты, поступления по налогу на имущество организаций не восстановились до допандемийного уровня (-3,1% к январю-июлю 2019 года). По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в размере 29,2 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 15,4%.

Расходы региона за 2020 год выросли на 14,4% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 42,0 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 17,7%. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается агентством на умеренно высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 7,6%. По итогам семи месяцев 2021 года расходы краевого бюджета выросли на 9,8% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 26,1 млрд рублей, что на 19,0% выше уровня января-июля 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах бюджета показал рост, который составил 3,8 п. п., увеличение обусловлено ростом расходов по здравоохранению (в 1,5 раза) и социальной политике (на 16,3%).По итогам 2021 года регион планирует расходы в размере 98,5 млрд рублей. Наибольшую долю расходов предполагается направить на национальную экономику (26,8%), образование (16,8%) и социальную политику (16,6%).

Последние два года краевой бюджет исполнялся с дефицитом. В 2020 году дефицит бюджета составил 2,1 млрд рублей или 8,4% ННД. Покрытие дефицита краевого бюджета осуществлялось за счет кредитов коммерческих банков. На 2021 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 1,3 млрд рублей или 4,6% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться в основном остатки денежных средств на счетах.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 26,7%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 6,8 млрд рублей. По итогам 2021 года ожидается небольшое снижение долга до 6,6 млрд рублей, долговой нагрузки до 22,5%. Долговой портфель на начало года был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 44,4%, бюджетных кредитов – 40,7% и облигационных займов – 14,8%. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Высокая доля бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в течение года (банковский кредит был привлечен в декабре 2020 года на покрытие дефицита) способствовала низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,5%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 92,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 94,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.03.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023