Рейтинговые действия, 17.09.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Транснефть» на уровне ruАAA

Москва, 17 сентября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Транснефть» на уровне ruАAA. Прогноз по рейтингу стабильный.

ПАО «Транснефть» - оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, субъект естественной монополии, имеющий стратегическое значение для функционирования нефтяной отрасли и экономики России в целом. 100% голосующих акций находятся в собственности государства, которое контролирует стратегию развития компании и реализацию крупнейших инвестиционных проектов. Председателем совета директоров является заместитель председателя Правительства Российской Федерации Александр Новак. Группа продолжает входить в перечень стратегических предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики. Таким образом, агентство выделяет сильный фактора поддержки со стороны государства.

В систему Группы входит свыше 67 тыс. км магистральных трубопроводов, более 500 перекачивающих станций и более 24 млн кубометров резервуарных емкостей. За 1 полугодие 2021 года Группа обеспечила транспортировку около 82% добываемой в России нефти и 28% производимых светлых нефтепродуктов. Таким образом, при крайне высоких барьерах для входа и достаточной устойчивости отрасли к внешним шокам, риск-профиль отрасли, по мнению агентства, оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга.

Трубопроводный транспорт обеспечивает относительно низкие затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов в сравнении с железнодорожным транспортом, что обеспечивает компании исключительно высокие конкурентные позиции. Разветвленная сеть трубопроводов позволяет перекачивать продукцию как в западном (по направлению в порты Приморск, Усть-Луга и Новороссийск), так и в восточном направлении (в порт Козьмино), что снижает зависимость компании от конъюнктуры спроса в конкретном регионе. При этом износ основных средств, оцененный на уровне 41%, сдерживает оценку рыночных и конкурентных позиций от максимального значения. Тарифный риск был оценен как минимальный, так как, по мнению агентства, тарифы и их динамика являются достаточными для покрытия операционных издержек и поддержания работы бизнеса. Регулирование тарифов Группы осуществляется Федеральной антимонопольной службой России в рублевом выражении, последняя индексация тарифа была на 3,6% с 1 января 2021 года, ранее тариф был повышен с 1 января 2020 года на 3,42%. В октябре 2020 года Правительством РФ были утверждены параметры тарифного регулирования в 2021-2030 гг., исходя из их ежегодного прироста на 99,9% от уровня прогнозируемого индекса потребительских цен на очередной период регулирования.

По итогам 2020 года объем транспортировки нефти составил 442,2 млн тонн (-8,8% к 2019 году), объем сдачи нефтепродуктов грузополучателям составил 37,9 млн тонн и остался на уровне прошлого года. Существенное снижение объемов транспортировки из-за сокращений добычи нефти в рамках соглашений ОПЕК+ оказало влияние на размер выручки: выручка от реализации услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов снизилась в 2020 году до 734 млрд руб., выручка Группы по итогам года снизилась на 9,5% до 962 млрд руб. Особенностью 2020 года, которую отмечает Группа в своих результатах 2020 года, является сильные результаты первых четырех месяцев года и значительно более низкие показатели с мая по декабрь в рамках вступления в силу ограничений добычи нефти в РФ по сделке ОПЕК+, принятых в ответ на мировой кризис на фоне пандемии коронавирусной инфекции.

Падение выручки привело к снижению EBITDA, по расчетам агентства, показатель снизился на 14% до 419 млрд руб. в 2020 году. По итогам 1 квартала 2021 года EBITDA находилась чуть ниже результатов соответствующего квартала прошлого года и составила, по расчетам агентства, 114 млрд руб. (130 млрд руб. – за 1 квартал 2020 года). По расчетам агентства, за период 31.03.2020-31.03.2021 рентабельность EBITDA составила 42% (за период 31.03.2019-31.03.2020 – 45%). В совокупности с оценками рентабельности FCF ниже верхнего бенчмарка в 18% и ожиданиями по снижению маржинальности в следующем периоде, фактор рентабельности оказывает умеренно положительное влияние на уровень рейтинга. По итогам объявленных результатов 1 полугодия 2021 года, объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов продолжили восстанавливаться, объем транспортировки нефти во 2 квартале вырос на 3% к 1 кварталу года, и на 5% в транспортировке нефтепродуктов, при этом объемы остаются ниже показателей 1 полугодия 2020 года. Выручка за первое полугодие составила 529 млрд руб., что больше аналогичного периода 2020 года на 8%.

Показатель прогнозной ликвидности был оценен позитивно, операционный денежный поток и запас ликвидности покрывают прогнозируемые капитальные затраты, платежи по долговым обязательствам и дивиденды исходя из 50% нормализованной чистой прибыли по МСФО. По наиболее консервативному расчету в рамках методологии коэффициент ликвидности составил 1,15, в расчет направлений использования ликвидности по наиболее консервативному расчету включаются дивиденды и капитальные расходы в следующие 12 месяцев после 31.03.2021, краткосрочный долг на 31.03.2021 в полном размере и процентные выплаты. Инвестиционная программа Группы преимущественно состоит из расходов на модернизацию и реконструкцию трубопроводов. В рамках сокращения объемов добычи нефти в РФ в 2020-2021 гг. Группа снизила лимиты финансирования, на 44 млрд руб. в 2020 году и около 30 млрд руб. в 2021 году, сниженные объемы инвестиций планируется компенсировать после стабилизации нефтяного рынка.

Долговая нагрузка Группы продолжает оценивается на низком уровне. Общий уровень долга за 2020 год сократился на 8% до 589,5 млрд руб., в основном за счет погашения биржевых облигаций, общий уровень долга на 31.03.2021 составил 568,6 млрд руб. Отношение долга на 31.03.2021, скорректированного на чистый оборотный капитал, к LTM EBITDA составило 1,4х (на 31.03.2020 – 1,2х, по расчетам агентства), агентство не ожидает существенного роста метрики в ближайшие годы, отношение прогнозируется менее 1,5х. В объеме долга агентство учитывало арендные и пенсионные обязательства, без учета которых значение коэффициента на 31.03.2021 составило бы 1,04х. Долговой портфель Группы является диверсифицированным как по срокам, так и по кредиторам. Около 37% портфеля приходится на облигационные займы. Общий уровень процентной нагрузки также оценивается позитивно, EBITDA Группы покрывает процентные платежи за все рассматривается периоды, превышая бенчмарк в 4,2х минимум в два раза, зависимость от рефинансирования обязательств отсутствует. Валютные риски Группы по-прежнему минимальны, валютный долг составляет 56,5 млрд руб. на 31.03.2021.

Блок корпоративных рисков оценен агентством позитивно. Компания раскрывает в открытом доступе информацию о существенных фактах и информацию о руководстве. Также на сайте доступны финансовые и операционные показатели на ежеквартальной основе, информация по акционерному капиталу и Совету директоров.

По данным консолидированной отчетности МСФО выручка ПАО «Транснефть» по итогам 1 квартала 2021 года составила 253 млрд руб., активы компании на 31.03.2021 составили 3,4 трлн руб., капитал – 2,3 трлн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ПАО «Транснефть» был впервые опубликован 14.07.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Транснефть», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Транснефть» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Транснефть» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023