Москва, 9 сентября 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Пермский край (далее - регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь. Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2020 год (далее – отчетный год) составил 1,4 трлн рублей, что на 9,1% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1,5 трлн рублей. На фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, в регионе наблюдалось снижение промышленного производства в 2020 году – индекс промышленного производства составил 97,0%. Отрицательная динамика обусловлена резким спадом экономической активности и нарушением производственных цепочек в большинстве стран в результате карантинных мер в рамках борьбы с пандемией, что привело к снижению экспортных заказов и падению объема экспорта товаров пермских предприятий, а также к нарушению цепочек и сроков поставки комплектующих. Кроме того, карантинные меры привели к снижению экономической активности потребителей и производителей по России и краю, что привело к снижению заказов и объемов производства товаров пермских предприятий (предприятия работали по контрактам, заключенным на длительный срок, отсутствовал приток новых заказов ввиду снижения спроса). В 2021 году промышленное производство края стало восстанавливаться, в январе-июне 2021 года индекс промышленного производства составил 102,7% к аналогичному периоду 2020 года.
Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения. По расчетам агентства, показатель в 2020 году составил 525,1 тыс. рублей или на 8,5% ниже уровня 2019 года в действующих ценах, что обусловлено снижением ВРП. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки населения. За последние три года численность населения сократилась на 1,7% и составила 2579,3 тыс. человек на 01.01.2021 (далее – отчетная дата). Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены отрицательным естественным движением. Коэффициент демографической нагрузки в 2020 году продемонстрировал небольшой рост и составил 0,820 на отчетную дату. Кроме того, на фоне коронакризиса в отчетном году в регионе наблюдался рост уровня безработицы до 5,7% или на 0,5 п. п., что на 0,1 п. п. ниже среднероссийского уровня. Помимо этого, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, который за последние три года составил 13,2%.
Край всегда характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности (более 80%), но на фоне кризисных явлений, по итогам 2020 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов краевого бюджета составила всего 65,1%, что на 16,9 п. п. ниже уровня 2019 года. Такое значительное снижение доли связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией и снижением цен на нефть. По итогам 2021 года ожидается рост доли до 75,7%, но от докризисных значений будет еще отставать. По состоянию на 01.01.2021 доходы регионального бюджета выросли на 1,3% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе трансферты в 2,1 раза, а ННД продемонстрировали снижение на 19,5% и составили 100,9 млрд рублей или 79,7% утвержденного годового прогноза на 2020 год. Недовыполнение поступлений по ННД обусловлено ограничением экономической активности организаций и физических лиц в связи с пандемией, оказанием поддержки организациям, осуществлявшим деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в период введения ограничительных мер, в виде предоставления льгот и преференций как на федеральном уровне, так и на региональном уровнях бюджетов. Доходная часть краевого бюджета была подвержена минимальным рискам в связи с умеренно низкой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика на долю которого приходится порядка 7,0% налоговых доходов регионального бюджета по итогам 2020 года. По состоянию на 01.08.2021 доходы бюджета региона выросли на 26,5% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 48,5%, а трансферты продемонстрировали снижение на 25,4%. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по таким налогам как налог на прибыль организаций (в 2 раза), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+51,0%), налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+14,3%) и акцизам (+14,6%). Рост по налогу на прибыль обусловлен увеличением финансового результата по итогам 2020 года и 1 полугодия 2021 года по ряду налогоплательщиков в связи с ростом прибыли от основной и внереализационной деятельности. Наибольший рост поступлений отмечается: по организациям обрабатывающих отраслей (в 2,6 раза), в том числе по производству химических веществ и химических продуктов (в 4,5 раза) в связи с ростом цен на основную продукцию и снижением внереализационных расходов; по добыче полезных ископаемых (в 2,9 раза) в связи с увеличением объемов добычи нефти и ростом цены марки «Urals»; строительной отрасли (в 2,2 раза) в связи со сдачей объектов строительства. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения рост связан с отменой на территории края режима ЕНВД, ростом налоговой базы у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. По НДФЛ – в связи с ростом фонда заработной платы и увеличением премиальных выплат. По акцизам – в результате увеличения ставок по подакцизной продукции в среднем на 4% и роста объемов реализации подакцизной продукции. Вместе с тем, по итогам семи месяцев текущего года налог на имущество организаций продемонстрировал снижение к аналогичному периоду предыдущего года на 11,2%. Несмотря на это, поступления по ННД превысили допандемийный уровень (+9,4% к январю-июлю 2019 года). По данным региона, прогноз поступлений по ННД на 2021 год умеренно пессимистичен – по отношению к 2020 году, ожидается снижение на 5,6%, кроме того, поступления будут ниже уровня 2019 года на 4,7%.
Расходы края по итогам 2020 года выросли на 21,4% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 115,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 26,5%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на умеренно низком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила всего 4,3%. За январь-июль 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 2,7% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 63,5 млрд рублей, что на 5,4% выше семи месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал рост на 1,9 п. п. Рост связан со значительным увеличением доли расходов по образованию на 3,1 п. п., который был компенсирован снижением удельного веса расходов на здравоохранение на 3,1 п. п., а также ростом доли расходов по социальной политике на 1,3 п. п. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 7,4%.
Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом. В 2020 году бюджет был исполнен с дефицитом в 20,1 млрд рублей или 19,9% ННД, который был покрыт за счет полугодового бюджетного кредита и привлеченных средств кредитных организаций. По итогам 2021 года дефицит прогнозируется на уровне 28,3 млрд рублей или 23,7% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства банков, изменение остатков на счете бюджета, облигационные займы. Без учета финансирования дефицита регионального бюджета за счет остатков средств на счетах дефицит прогнозируется на уровне 12,9% ННД.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 находилась на комфортном уровне: совокупный объем долгового портфеля составил 40,9 млрд рублей, что в 2,3 раза выше, чем на 01.01.2020; долговая нагрузка в отчетном году приросла на 26,2 п. п. и составила 40,6%. Портфель долга был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 63,5% и бюджетных кредитов – 36,5%. По итогам 2021 года ожидается изменение структуры долгового портфеля в связи с планируемым привлечение облигационных займов на 5 млрд рублей. Из-за необходимости покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, в текущем году ожидается рост долга в 1,4 раза до 56,3 млрд рублей, долговой нагрузки на 6,6 п. п. до 47,2%. Край демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. Внутри года регионом погашаются более дорогие банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Кроме того, в конце отчетного года регион получил полугодовой бюджетный кредит от Минфина России на сумму 6,9 млрд рублей. В июне 2021 года данный кредит был реструктурирован со сроком погашения до 2029 года включительно. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,04% ННД. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 155,0 млрд рублей, объем расходов – 175,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг присвоен Пермскому краю впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.