Москва, 3 сентября 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 336,3 млрд рублей, что на 1,5% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года регионом ожидается рост ВРП на 1,8% к уровню 2020 года или до 352,0 млрд рублей. Прирост ВРП будет обеспечен, прежде всего, ростом производства в отдельных отраслях промышленности, стабильным ростом производства сельскохозяйственной продукции, реализацией инвестиционных проектов, положительной динамикой ввода в действие жилья, значительными темпами роста розничного товарооборота и объема платных услуг населению. Вместе с тем, в регионе наблюдалось снижение промышленного производства в отчетном году – индекс промышленного производства составил 97,6%. По итогам первого полугодия 2021 года наблюдается последовательное улучшение ситуации - индекс промышленного производства в январе-июне 2021 года составил 101,5%, в том числе по обрабатывающим производствам – 101,4%. Организациями промышленного комплекса за шесть месяцев текущего года отгружено товаров собственного производства, выполнено собственными силами работ и услуг на сумму 134,2 млрд рублей или 116,7% к аналогичному периоду 2020 года, в том числе организациями обрабатывающих производств на 115,1 млрд рублей или 115,5%.
Низкий уровень показателей благосостояния оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 277,3 тыс. рублей, коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) – 0,803, численность населения за последние три года сократилась на 1,9% и составила на отчетную дату 1207,9 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения являются сокращение рождаемости и отрицательное сальдо миграции. Кроме того, на фоне коронакризиса в отчетном году в регионе наблюдался рост уровня безработицы до 6,1% или на 1,4 п. п., что на 0,3 п. п. выше среднероссийского уровня. По итогам 2021 года регион ожидает снижение данного показателя до 4,9%. Помимо этого, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, который за последние три года составил 14,3%. В 2020 году произошло снижение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) почти на 23% в действующих ценах по сравнению с предыдущим годом (на 26,6% – в сопоставимых ценах) и составило 41,1 млрд рублей. Снижение показателя обусловлено распространением пандемии коронавирусной инфекции, которая внесла серьезные коррективы в экономику, приведшей к снижению объемов производства и предоставления услуг. По итогам 2021 года ожидается рост данного показателя до 44,8 млрд рублей, но докризисные значения не будут еще достигнуты. На территории региона действуют зоны опережающего развития: индустриальные парки, территория опережающего социально-экономического развития «Канаш», которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 44,6%, что на 7,6 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение доли обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2021 года ожидается рост доли до 45,5%. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 19,6% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 1,5 раза, ННД на 2,2%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,2% в налоговых доходах. По состоянию на 01.07.2021 доходы республиканского бюджета выросли на 16,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 17,7%, трансферты на 19,2%. В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по всем основным бюджетообразующим налогам. Наибольший рост поступлений произошел по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,9%) и налогу на прибыль организаций (+18,4%). Несмотря на положительные результаты первого полугодия текущего года относительного аналогичного периода предыдущего года, поступления по налогу на имущество организаций не восстановились до допандемийного уровня (-6,2% к январю-июню 2019 года). Прогноз поступлений ННД на 2021 год консервативен – по отношению к 2020 году, ожидается снижение на 0,3%, но тем не менее поступления будут выше уровня 2018-2019 гг. на 4,9% и 1,9% соответственно. По информации региона, плановые назначения по ННД на 2021 год будут пересмотрены исходя из фактических поступлений ННД при очередном внесении изменений в Закон о республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Расходы региона в 2020 году выросли на 26,0% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 49,4 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 29,3%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на умеренно высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 6,6%. За январь-июнь 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 18,7% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 24,1 млрд рублей, что на 14,2% выше шести месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал снижение на 3,1 п. п. Падение доли социального блока связано со значительным ростом доли расходов по национальной экономике – на 4,1 п. п., что обусловлено увеличением данных расходов в 1,6 раза в связи с увеличением объема средств, направляемых на обновление подвижного состава городского наземного электрического транспорта при реализации мероприятий социально-экономического развития республики. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 4,1%, в том числе по капитальным затратам в 1,8 раза. Рост почти в 2 раза капитальных расходов связан с началом реализации ряда крупных программ и проектов с поддержкой из федерального бюджета.
На протяжении последних пяти лет бюджет региона исполняется с профицитом. По итогам 2020 года профицит бюджета составил 2,3% ННД. По итогам 2021 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом 3,8 млрд рублей или 12,0% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне, что оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 28,4%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 8,9 млрд рублей. В течении 2020 года республика сократила долговые обязательства на 14,0%. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 93,8%, банковские кредиты формировали 5,6% всех обязательств, государственные гарантии – 0,6%. По итогам 2021 года структура портфеля существенно не изменится, наибольшую долю также будут занимать бюджетные кредиты. В текущем году прогнозируется рост долга почти на треть до 11,7 млрд рублей, долговая нагрузка по итогам года составит 37,6%. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. Внутри года регионом погашаются более дорогие банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Кроме того, в конце года регион получил полугодовой бюджетный кредит от Минфина России на сумму 1,4 млрд рублей, в результате чего региону удалось избежать традиционного привлечения банковских кредитов в конце года в тех размерах как в предыдущие годы (в 2020 году было привлечено банковских кредитов всего на 0,5 млрд рублей). В июне 2021 года, по решению Президента РФ, данный кредит был реструктурирован со сроком погашения до 2029 года включительно. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,04% ННД. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 70,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.03.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.