Москва, 27 октября 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Краснодарский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2020 год (далее – отчетный год) составил 2,5 трлн рублей, продемонстрировав сокращение на 4,7% в действующих ценах к 2019 году. Негативная динамика обусловлена влиянием на экономику края пандемии коронавируса. В основных отраслях экономики в пик пандемии была зафиксирована отрицательная динамика, но к концу 2020 года падение существенно сократилось. Незначительное снижение (на 0,1%–3%) отмечено в промышленном, строительном и транспортном комплексах, более заметное (на 8,7%) – в сельском хозяйстве. В наиболее пострадавших от пандемии отраслях потребительского рынка падение оборота не превысило 10% благодаря улучшению динамики на протяжении всего второго полугодия прошлого года. По итогам 2021 года регионом ожидается рост ВРП до 2,8 трлн рублей.
Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 431 тыс. рублей. За ковидный год уровень безработицы подрос на 0,9 п. п. и составил 5,7%, что тем не менее оценивается на умеренно позитивном уровне. По итогам 2021 года ожидается снижение уровня безработицы до 5,4%. Численность населения оценивается на высоком уровне – по состоянию на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составила 5,7 млн человек. Регион входит в топ-5 регионов по численности населения. Давление на рейтинговую оценку оказывает повышенный коэффициент демографической нагрузки, который составил на отчетную дату 0,777.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил по итогам 2020 года 425,7 млрд рублей, что на 5,9% выше, чем годом ранее. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 16,5%.
Уровень бюджетной обеспеченности до 2020 года оценивался на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) была выше 80%. По итогам отчетного года уровень ННД сократился до 69,7%, что обусловлено увеличением в 2 раза трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также падением налоговых и неналоговых доходов на 9,7%. Основными бюджетоформирующими доходами являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, по которым за отчетный год было зафиксировано сокращение поступлений. Диверсификация налоговой базы оценивается на высоком уровне – доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,2% в налоговых доходах. За прошедшие 9 месяцев текущего года поступления по ННД выросли на 25,8% к аналогичному периоду 2020 года, по всем бюджетообразующим налогам наблюдается рост. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в размере 237,8 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 8,3%, но уровень 2019 года будет еще не достигнут (-2,1% к уровню 2019 года).
Расходы региона в 2020 году выросли на 21,5% по отношению к 2019 году, что во многом обусловлено высокими затратами на профилактику и устранению последствий новой коронавирусной инфекции. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 229,5 млрд рублей, что выше 2019 года на 29,7%. Гибкость расходной части бюджета края оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 11,1%. Расходы по итогам 9 месяцев текущего года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,2%. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 338,8 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 6%.
С 2016 года краевой бюджет исполнялся с уверенным профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом в 2,1% ННД, который был преимущественно профинансирован за счет остатков средств на счетах и привлечения полугодовых бюджетных кредитов. В 2021 году ожидается исполнение бюджета также с дефицитом в размере 16,3 млрд рублей или 6,8% ННД. Покрытие дефицита прогнозируется за счет остатков средств на счетах.
Долговая нагрузка региона остается на низком уровне – отношение долга на отчетную дату к ННД за 2020 год составило 46,5%. Объем обязательств на 01.01.2021 составил 102,1 млрд рублей, увеличившись впервые с 2016 года на 2,6%. Прирост объема долга связан с привлечением нового полугодового бюджетного кредита в конце 2020 года. Позже погашение этого кредита было пролонгировано до 2029 года. Долговой портфель на отчетную дату сформирован из бюджетных кредитов (70,6% долгового портфеля) и облигационный займов (29,4% портфеля). По итогам 2021 года роста долговой нагрузки и изменения структуры долгового портфеля не ожидается. Обязательства края носят преимущественно долгосрочный характер, что способствует сокращению рисков рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 1,1%, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Агентство позитивно оценивает наличие свободных остатков денежных средств на счетах, включая депозитные счета.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 314,9 млрд рублей, объем расходов – 319,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.05.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.