Москва, 22 октября 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, транспортировку и хранение. Наибольший вес в экономике республики имеют добыча полезных ископаемых (18,8%), обрабатывающие производства (18,4%), транспортировка и хранение (9,4%). В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика Карелия обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.
Республика характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 340 млрд рублей, что практически соответствует уровню 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года регионом ожидается рост ВРП до 360 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные коронавирусной пандемией, в регионе наблюдался рост промышленного производства в 2020 году – индекс промышленного производства составил 105,5%. Роста промышленного производства удалось достичь за счет того, что деятельность основных предприятий региона в 2020 году не останавливалась, а также за счет оперативно принятых мер поддержки бизнеса со стороны Правительства региона. За восемь месяцев текущего года положительная динамика в промышленности республики сохранилась – индекс промышленного производства составил 100,8% к январю-августу 2020 года. Наибольший рост произошел в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+14,9%) и добычи полезных ископаемых (+4,2%). В добыче полезных ископаемых рост обусловлен увеличением добычи прочих полезных ископаемых (+16,6%) и добычей металлических руд (+3,0%). По итогам 2021 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 102,0%.
ВРП на душу населения в 2020 году, по расчетам агентства, составил 556 тыс. рублей, увеличившись на 5,3 % к уровню 2019 года, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. Давление на рейтинговую оценку оказала негативная динамика численности населения, высокий уровень коэффициента демографической нагрузки и среднегодового уровня безработицы. За 3 года численность населения сократилась на 13,4 тыс. человек и на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) года составила 609,1 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,830. На фоне коронавирусной пандемии среднегодовой уровень безработицы вырос на 1,3 п. п. по сравнению с 2019 годом и составил 8,7%. По итогам 2021 года регионом ожидается снижение уровня безработицы до 7,8%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 45,1 млрд рублей, что на 10,3% больше, чем в 2019 году в действующих ценах. Рост инвестиционной активности со стороны крупного и среднего бизнеса отмечен в сфере добычи полезных ископаемых, обработки древесины и производства изделий из дерева, металлургического производства, строительства, деятельности в области информации и связи. Среди наиболее значимых инвестиционных проектов – второй этап реконструкции с целью повышения производительности АО «Сегежский ЦБК», действующего в составе одного из крупнейших российских лесопромышленных холдингов, с объёмом капиталовложений до 2022 года порядка 7 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет 12,8%. По итогам 2021 года ожидается рост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) до 53,2 млрд рублей. В регионе действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы», «Кондопога» и «Костомукша», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Бюджет республики по итогам 2020 года характеризуется низким уровнем достаточности. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в отчетном году в структуре доходов снизилась на 9,3 п. п. и составила 44,8%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также снижением поступлений ННД на 2,3%. Кроме того, бюджетные назначения по ННД были выполнены на 87%, что оказало давление на рейтинговую оценку. На годовой результат повлияло сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций (-38,0%) и налогу на имущество организаций (-3,2%). По налогу на прибыль падение поступлений вызвано снижением деловой активности бизнеса в условиях пандемии, сопровождающейся негативными тенденциями на мировых товарных и финансовых рынках, что оказало влияние на снижение налоговой базы крупнейших налогоплательщиков республики. По налогу на имущество организаций падение обусловлено исключением с 2019 года движимого имущества из объекта налогообложения, а также в связи с принятыми мерами поддержки налогоплательщиков пострадавших от коронакризиса. Безвозмездные поступления за отчетный год выросли на 38,0%, наибольший рост которых приходился на субсидии (в 2 раза) и иные межбюджетные трансферты (+73,7%). Диверсификация налоговой базы оценивается на высоком уровне – доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,3% в налоговых доходах. За прошедшие 8 месяцев текущего года поступления по ННД выросли на 51,4% к аналогичному периоду 2020 года и на 33,0% к январю-августу 2019 года, по всем бюджетообразующим налогам наблюдается рост. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 36,2 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 33,5%.
Расходы субъекта в 2020 году выросли на 34,5% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 42,3 млрд рублей, что формировало 62,6% всех расходов региона. Наибольшее увеличение расходов произошло по здравоохранению (в 2,4 раза), а их удельный вес в расходах бюджета региона вырос на 5,7 п.п., в связи с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. По итогам 2021 года ожидается снижение доли расходов на здравоохранение до 10,2%. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 16,7%, что поддерживало гибкость бюджета. Расходы по итогам 8 месяцев текущего года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,1% и составили 39,3 млрд рублей. По итогам года регион ожидает объем расходов на уровне 72,3 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 6,9%.
По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 25,9% ННД. В 2021 году исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 3,8 млрд рублей или 10,6% ННД. Источниками покрытия дефицита будут коммерческие заимствования, бюджетные кредиты из федерального бюджета, а также остатки средств на счете бюджета, сформировавшиеся на конец 2020 года.
Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 88,1%, увеличившись на 20 п. п. за год, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Долг на 01.01.2021 г. составил 23,9 млрд рублей, увеличившись на 5,0 млрд рублей по сравнению с 01.01.2020 г. Основной причиной увеличения долга в 2020 году явилось финансирование дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2021 был сформирован преимущественно из бюджетных и банковских кредитов, доли которых составляли 45,9% и 45,3% соответственно, облигационных займов – 8,4% и государственных гарантий – 0,4%. Высокая доля бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля способствовала умеренно низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 2,0% за 2020 год. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренная концентрация на одном кредиторе – доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2021 составляет 44,2%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и открытые кредитные линии для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 60,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 67,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.04.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.