Москва, 21 октября 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Республика Саха (Якутия) (далее – республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,1 трлн рублей, что на 9,5% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1,3 трлн рублей или на 10,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах. Такой рост обусловлен вкладом промышленности, а также увеличением инвестиций в основной капитал и оборота розничной торговли. Кризисные явления негативно отразились на промышленном производстве региона в 2020 году – индекс промышленного производства составил 95,3%. На снижение индекса повлияло сокращение добычи алмазов (в связи со снижением спроса на мировых рынках вследствие пандемии COVID-19) и добычи угля. По итогам семи месяцев текущего года наблюдается рост промышленности – индекс промышленного производства в январе-июле 2021 года составил 126,3%. Положительную динамику обеспечил рост добычи алмазов в 2,3 раза, нефти на 6,7%, угля каменного и бурого на 69,0%, газа горючего природного в 2,2 раза. По завершении текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 114,9%.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 1,2 млн рублей. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы и невысокая динамика роста численности населения. Среднегодовой уровень безработицы в 2020 году на фоне кризисных явлений вырос на 0,5 п. п. и составил 7,4%. Наибольший рост зарегистрированных безработных (исходя из данных по последнему месту работы) наблюдался в сфере обслуживания и торговли, промышленности, транспорта. По итогам 2021 года ожидается снижение уровня безработицы до уровня 2019 года – 6,9%. Республика входит в число немногих регионов страны, где сохраняется естественный прирост населения. В последние годы наблюдается положительная динамика численности населения, прирост за последние три года составил 1,8% и на 01.01.2021 численность сложилась в размере 982 тыс. человек. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает низкий коэффициент демографической нагрузки – 0,710 на 01.01.2021. Также позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года, который составил 28,0%, несмотря на то, что инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2020 году продемонстрировали снижение на 47,8% в действующих ценах к уровню 2019 года. Снижение обусловлено завершением инвестиционной фазы проекта обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» (в 2019 году капитальные вложения группы компаний «Газпром» составили 53% от общего объема инвестиций в республике, в 2020 году - 18%). Кроме того, ввиду негативного влияния пандемии коронавируса снизилась инвестиционная активность малого и среднего бизнеса на 47% по сравнению с 2019 годом. В течение 2021 года ожидается рост инвестиционной активности на территории региона, будет продолжено строительство крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ленского моста и мостовых переходов по федеральным автодорогам «Колыма» и «Вилюй», ГРЭС-2, аэропортовых комплексов, магистрального газопровода Кысыл-Сыр 84 км, морского порта «Тикси». По итогу 2021 года внебюджетные инвестиции, по прогнозу, составят 260,0 млрд рублей или 26,7% к уровню 2020 года. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» и «Якутия» способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Бюджетная обеспеченность республики по итогам отчетного года оценивается на низком уровне. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 51,8% или на 8,3 п. п. ниже уровня 2019 года, что обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимали налог на прибыль организаций – 37,5%, налог на доходы физических лиц – 22,8%, налог на имущество организаций – 20,6%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 15,5% в налоговых доходах. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 13,5% по сравнению с 2019 годом, в том числе по трансфертам рост составил 1,4 раза, по ННД поступления снизились на 2,1%. По состоянию на 01.09.2021 доходы бюджета региона выросли на 18,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 30,8%, трансферты на 1,5%. Значительный рост ННД обусловлен ростом неналоговых доходов в 2,7 раза, что связано с увеличением доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту РФ в 3,6 раза. Налоговые доходы за восемь месяцев текущего года выросли на 16,1% к аналогичному периоду 2020 года. Положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по акцизам (+35,2%) и налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (в 1,9 раза). Рост по акцизам связан с увеличением ставок акцизов на нефтепродукты, изменения норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты. По НДПИ – ростом добычи алмазов, изменением законодательства в части определения налоговой базы (переход с первичной оценки на оценку исходя из цен реализации), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США. Прогноз поступлений ННД на 2021 год умеренно оптимистичен по отношению к 2020 году – ожидается рост на 9,7%, но тем не менее поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций будут ниже уровня прошлого года на 1,2% и 36,8% соответственно. Значительное недопоступление по налогу на имущество организаций связано с тем, что в 2020 году налогоплательщик, входящий в Единую систему газоснабжения, воспользовался правом не применять «нулевую» ставку по налогу на имущество организаций, установленную п. 3.1 ст. 380 НК РФ и произвел уплату налога в бюджет региона.
Расходы региона в 2020 году выросли на 12,1% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 126,6 млрд рублей, что выше 2019 года на 21,4%. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 12,9%. За январь-август 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 13,8% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 87,2 млрд рублей, что на 10,9% выше восьми месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал снижение на 1,3 п. п. Падение доли социального блока связано со значительным ростом доли расходов по жилищно-коммунальному хозяйству – на 2,9 п. п., что обусловлено увеличением данных расходов в 1,4 раза в связи с реализацией республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 6,9%, в том числе по капитальным затратам в 1,5 раза.
Сбалансированность республиканского бюджета по результатам 2020 года оценивается агентством позитивно. Бюджет был исполнен с профицитом 1,1 млрд рублей или 0,9% ННД. В 2021 году ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 6,0 млрд рублей или 4,2% ННД. Покрытие дефицита прогнозируется за счет облигационных займов, остатков средств на счетах и банковских кредитов.
По состоянию на 01.01.2021 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки – 38,0%. Объем государственного долга региона составлял 49,1 млрд рублей, в структуре которого наибольшую долю занимали облигационные займы – 70,4% от совокупного долга. Наряду с этим существенная доля приходилась на государственные гарантии в размере 22,0%. Бюджетные кредиты от Минфина РФ и кредиты коммерческих банков формировали 3,6% и 4,0% долга соответственно. По итогам 2021 года роста долговой нагрузки и существенного изменения структуры долгового портфеля не ожидается. В 2022–2023 гг. запланировано получение республикой бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 4,2 млрд рублей. Для региона характерна умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 2,4%, что оказывает умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.07.2021 погашению подлежит 13,1% совокупного долга. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 249,8 млрд рублей, объем расходов – 248,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.04.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.