Рейтинговые действия, 08.10.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 8 октября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Республика Бурятия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также оптовая и розничная торговля. Основную долю обрабатывающих производств составляют производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий.

Республика характеризуется невысокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2020 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 296,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 3,8% в текущих ценах. По итогам 2021 года регионом ожидается рост объема ВРП до 313,3 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные коронавирусной пандемией, в регионе наблюдался рост промышленного производства в отчетном году – индекс промышленного производства составил 113,2%. За восемь месяцев текущего года положительная динамика в промышленности республики сохранилась – индекс промышленного производства составил 103,6% к январю-августу 2020 года. В структуре промышленного производства наибольший рост продемонстрировали обрабатывающие производства (+18,6%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+50,2%). В обрабатывающих производствах рост обусловлен увеличением производства резиновых и пластмассовых изделий (в 2,8 р.), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+38,7%), мебели (+26,5%), прочей неметаллической минеральной продукции (+23,2%), кожи и изделий из кожи (+22,5%) и текстильных изделий (+19,9%). По итогам 2021 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 104,7%.

Показатели благосостояния региона находятся также на невысоком уровне: по итогам отчетного года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 300,6 тыс. рублей, что на 3,5% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения, высокий уровень коэффициента демографической нагрузки и среднегодовой безработицы. За последние 5 лет численность населения региона выросла на 5,3 тыс. человек, но тем не менее, остается на низком уровне и на 01.01.2021 составила 985,4 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,803. На фоне коронавирусной пандемии среднегодовой уровень безработицы вырос на 1,3 п. п. по сравнению с 2019 годом и составил 10,5%. По итогам 2021 года регионом ожидается снижение значения данного показателя до уровня 2019 года – 9,2%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 47,5 млрд рублей, что ниже показателя 2019 года на 5,2%. Снижение показателя было вызвано эпидемиологическими ограничениями в связи с новой коронавирусной инфекцией и переносом финансовых планов инвесторов на последующие годы.  Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 15,3% (по итогам 2020 года – 16%), что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.  По итогам 2021 года ожидается рост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) до 52,2 млрд рублей. На территории республики действуют промышленные площадки, особая экономическая зона, территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает низкий уровень бюджетообеспеченности региона, по итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в составе доходов бюджета составила 32,8%, что на 6,7 п. п. ниже уровня 2019 года. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета в результате ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 40,5% и налог на прибыль организаций – 24,0%. Диверсификация налоговой базы региона находилась на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 7,9% в налоговых доходах. За 2020 год доходы регионального бюджета выросли на 20% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 32,0%, ННД остались на уровне 2019 года.  По состоянию на 01.09.2021 доходы регионального бюджета выросли на 18,9% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 36,4%, трансферты на 5,3%. В структуре налоговых доходов по итогам восьми месяцев 2021 года наблюдается рост по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду отчетного года. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 32,6 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 15,9%.

Расходы региона за 2020 год выросли на 23,0% по сравнению с 2019 годом и составили 87,9 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 62,7 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 30,2%. В разрезе социальных расходов наибольшее увеличение произошло по разделу «Здравоохранение» (+61,4%) и «Социальная политика» (+49,7%), что связано с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями.  Гибкость расходной части бюджета региона оценивается агентством на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 13,9%. По итогам восьми месяцев 2021 года расходы республиканского бюджета выросли на 14,5% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 42,1 млрд рублей, что на 18,0% выше уровня января-августа 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах бюджета показал рост на 2,2 п. п., увеличение обусловлено ростом расходов на социальную политику (на 21,8%), образование (на 17,0%) и здравоохранение (на 16,4%).По итогам 2021 года регион планирует расходы в размере 94,5 млрд рублей. Наибольшую долю расходов предполагается направить на социальную политику (29,8%) и образование (26,6%).

Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 7,4% от ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись банковские и бюджетные кредиты. На 2021 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 5,2 млрд рублей или 15,9% ННД. Рост дефицита обусловлен увеличением расходов на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах и кредиты коммерческих банков.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством позитивно. По состоянию на 01.01.2021 долг региона составил 13,9 млрд рублей или 49,4% от ННД. По итогам 2021 года ожидается прирост объёма заимствований на треть до 18,9 млрд рублей, или до 58,0% от ННД. Более существенное повышение долга и изменение пропорций относительно ННД может оказать давление на рейтинговую оценку. Рост долга в основном обусловлен покрытием прогнозируемого дефицита республиканского бюджета. Высокая доля бюджетных кредитов в долговом портфеле на 01.01.2021 способствовала невысоким расходам на обслуживание регионального долга в 2020 году: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,5%, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинговой оценки. Доля долга, срок погашения которого наступает в течение 12 месяцев с 01.10.2021 составляет 32,7%, пик погашения долга приходится на 4 квартал текущего года, в связи с погашением основного долга по ряду бюджетных кредитов и казначейскому кредиту на общую сумму 4,5 млрд рублей. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и открытые кредитные линии для покрытия внутригодовых кассовых разрывов. Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 85,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 87,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.04.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023