Рейтинговые действия, 20.05.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 мая 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2020 года на фоне кризисных явлений вызванных коронавирусной инфекцией и падением объемов добычи и цен на нефть было нивелировано поддержкой федерального центра, что позволило сохранить долговую нагрузку на комфортном уровне и ряду финансовых показателей не просесть до критических значений.

Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из основных нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует до 40% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти.  Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2020 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 1,8 трлн рублей, что на 0,9% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1,9 трлн рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 98,0%. На снижение индекса основное влияние оказал спад в обрабатывающей промышленности, прежде всего в производстве нефтепродуктов. В структуре промышленного производства республики 75,4% объема отгруженной продукции приходится на деятельность предприятий обрабатывающих производств. Кроме того, наряду со сложившейся эпидемиологической ситуацией негативное влияние оказали и макроэкономические факторы, это – снижение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сокращение потребления нефтепродуктов и снижение цен на нефть. Как следствие, падение объемов производства и отгрузки в сферах производства нефтепродуктов и нефтехимии, пересмотр инвестиционных программ нефтяных компаний.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 448,3 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий коэффициент демографической нагрузки, негативная динамика численности населения и умеренно низкий уровень безработицы. В республике сохраняется превышение доли населения старше трудоспособного возраста над долей лиц моложе трудоспособного. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составил 0,83, что выше среднероссийского показателя. За последние три года численность населения региона сократилось на 1,2% и по состоянию на 01.01.2021 составила 4016,5 тыс. человек. Сокращение численности обусловлено естественной и миграционной убылью населения. Несмотря на это республика входит в число десяти крупнейших регионов по численности населения (7-е место среди субъектов РФ). На фоне коронакризиса в регионе наблюдается рост уровня безработицы на 1,5 п. п. или до 5,9%, что негативно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам 2021 года ожидается снижение до 5,2%. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 319,3 млрд рублей, что на 8,1% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Рост обусловлен своевременным принятием региональными властями дополнительных мер поддержки инвесторам. Тем не менее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 16,0%. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. 

По итогам 2020 года, агентство отмечает умеренно высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 56,0%, что на 17,8 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение доли обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также сокращением поступлений по ННД на 16,1%, что оказало давление на рейтинговую оценку региона. За 2020 год доходы регионального бюджета выросли на 10,6% по сравнению с предыдущим годом, что связано с ростом трансфертов в 1,9 раза. В структуре ННД наблюдается снижение и по налоговым, и по неналоговым доходам. Налоговые поступления сократились на 15,0%, в результате уменьшения поступлений по налогу на прибыль организаций (-37,6%), налогу на имущество организаций (-15,7%) и акцизам (-6,7%). Падение поступлений по налогу на прибыль произошло под влиянием сокращения полученной организациями прибыли. Прибыль прибыльных организаций снизилась на 31,0%. Влияние на снижение поступлений по налогу на имущество организаций оказали: исключение движимого имущества из объектов налогообложения с 2019 года; освобождение бюджетных организаций и субъектов среднего и малого предпринимательства (по перечню отраслей) от уплаты налога; снижение налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость; освобождения от уплаты налога субъектов малого и среднего предпринимательства ряда видов деятельности в части авансового платежа за 2 квартал 2020 года. Сокращение поступлений по акцизам обусловлено снижением налоговой базы в целом по РФ по акцизам на нефтепродукты и крепкую алкогольную продукцию, с ростом сумм возмещения по акцизам на средние дистилляторы. Сокращение поступлений по неналоговым поступлениям составило 25,8%, что вызвано уменьшением доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 36,0%. Возникшие неблагоприятные явления в экономике в 2020 году продолжат оказывать негативное влияние на доходы бюджета последующих периодов. Поступления по ННД в 2021 году хотя и прогнозируются с ростом в 6,6% к 2020 году, все еще не достигнут уровня докризисных 2018-2019 гг. Риски доходной части бюджета республики в 2020 году снизились, доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах консолидированного бюджета региона сократилась с 19,0% до 11,0%, в связи со снижением налоговых поступлений из-за негативной конъюнктуры на рынке нефти и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+.

Расходы региона в 2020 году выросли на 20,6% по сравнению с 2019 годом, что связано с увеличением расходов на финансирование первоочередных и социально-значимых расходов в условиях замедления темпов экономического роста, а также распространения новой коронавирусной инфекции. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, их доля в расходах составляет 67,7%. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 175,6 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 26,3%. В структуре расходов произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,8 раза) и социальной политике (в 1,3 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 5,5 п. п. и 2,1 п. п. соответственно. Значительное сокращение доли наблюдается по расходам на образование, она сократилась на 3,1 п. п., хотя расходы увеличились на 5,3%. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 22,7%.

Региональный бюджет на протяжении последних двух лет исполнялся с дефицитом, что отрицательно сказалось на рейтинговой оценке. В 2020 году дефицит бюджета составил 39,5 млрд рублей или 32,0% ННД, который был покрыт за счет банковских кредитов, облигационного займа и остатков средств на счетах. По итогам 2021 года ожидается также высокий объем выпадающих доходов, дефицит прогнозируется на уровне 22,0 млрд рублей или 16,8% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться облигационные займы и остатки средств бюджета.

Несмотря на рост долга в 2020 году (в 1,6 раза до 21,0 млрд рублей), который произошел в связи с необходимостью финансирования дефицита регионального бюджета, долговая нагрузка на отчетную дату находилась на комфортно низком уровне (17,1%), что оказывает поддержку рейтинговой оценке. Вместе с тем, портфель долговых обязательств региона в отчетном году претерпел изменения. В 2017-2019 гг. в структуре долга отсутствовали кредиты коммерческих банков, а уже в 2020 году регион дважды привлекал банковские кредиты. На 01.01.2021 долговой портфель был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, их доля в портфеле составила 57,2%. Облигационные займы и кредиты коммерческих банков формировали 23,8% и 19,0% долга соответственно. В составе долга отсутствуют долговые обязательства с переменной процентной ставкой, что исключает процентный риск в отношении действующих долговых обязательств. Незначительный объем долговых обязательств республики, приходящихся к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде, смягчает риски рефинансирования. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,2%, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион характеризуется высокой ликвидностью, имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 219,9 млрд рублей, объем расходов – 259,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.11.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023