Рейтинговые действия, 29.03.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Камчатского края на уровне ruА+

Москва, 29 марта 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 285,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,1% выше уровня 2019 года. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП на 3,4% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 94,3%. В структуре промышленного производства наблюдается снижение производства в обрабатывающей промышленности (-9,1%), обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-0,7%), водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-4,8%). Рост продемонстрировала добыча полезных ископаемых (+9,2%). Основным фактором снижения обрабатывающей промышленности стало сокращение производства по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков, составляющего около 65% всего промышленного производства и более 96% обрабатывающих производств. Рыбодобывающими предприятиями края, за 2020 год выловлено рыбы и морепродуктов на 2,0% ниже, чем в 2019 году. Объем вылова лосося в 2020 году сократился по сравнению с 2019 годом в 2 раза. Кроме того, из-за снижения потребительского спроса, вызванного введением ограничительных мер в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, произошло снижение в таких секторах как: производство напитков на 1,0%, в полиграфической деятельности на 18,3%, в производстве готовых металлических изделий на 10,6%, в производстве прочей неметаллической минеральной продукции на 22,1%. Из-за более теплых значений среднесуточных температур воздуха по сравнению с 2019 годом, а также установок потребителями приборов учета, сокращением потребления теплоэнергии предприятиями услуг, общественного питания, некоторыми бюджетными учреждениями из-за введения ограничительных мер произошло снижение по виду деятельности «Обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха». По виду деятельности «Водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» снижение обусловлено введением ограничительных мер. Ряд предприятий общественного питания, платных услуг и бюджетных организаций были закрыты, что сказалось на объемах потребления услуг.

Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 913,8 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,8%, коэффициент демографической нагрузки – 0,650. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2021 численность населения региона, по предварительным данным, составила 312,6 тыс. человек. За последние 5 лет численность населения сократилась более чем на 4 тыс. человек. По численности населения регион находится на 78 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год сложился на уровне 45,0 млрд рублей, что на 27,4% выше итогов 2019 года в сопоставимых ценах. В 2020 году невзирая на определенные сложности, возникшие в связи с распространением эпидемии коронавирусной инфекции, продолжилась реализация инвестиционных проектов в регионе. Были реализованы такие крупные проекты как: «Модернизация добывающего флота и строительство рыбоперерабатывающих заводов», «Строительство завода по переработке лососевых и донно-пищевых рыб в с. Ивашка Карагинского района мощностью по 175 т готовой продукции в сутки», «Строительство свинокомплекса на 36 000 голов в год». Несмотря на рост инвестиций в основной капитал (за исключение бюджетных средств), отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП все еще остается на низком уровне и за последние три года составило 12,9%. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах бюджета по итогам 2020 года составила 63,2%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. По итогам 2020 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в составе доходов бюджета составила 27,5%, что на 4,6 п. п. ниже уровня 2019 года, что связано с увеличением финансовой помощи из федерального бюджета на поддержку экономики и борьбу с коронавирусом и его последствиями. Основными отраслями, обеспечившими более 50% поступлений в бюджет, являются: рыболовство, рыбоводство, государственное управление и обеспечение военной безопасности, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 59,8% и налог на прибыль организаций – 17,2%. Структура налоговой базы края характеризуется высоким уровнем диверсификации: на консолидированную группу налогоплательщиков приходится 0,5% налоговых доходов. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 15,2% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 25,2%, а поступления по ННД снизились на 1,2%. В структуре налоговых доходов наблюдается снижение по НДФЛ (-3,0%), налогу на имущество организаций (-3,0%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-16,7%), что вызвано ограничениями на фоне пандемии и принятыми мерами поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики и предпринимательства, в том числе по налоговым льготам и отсрочкам различных платежей в бюджет. Рост продемонстрировали поступления по налогу на прибыль организаций (+3,6%) и акцизам (+9,7%). Основной причиной роста поступлений по налогу на прибыль организаций является усиление контрольно–аналитической работы налоговых органов края, по результатам которой рыбопромышленное предприятие-должник погасило задолженность в сумме 402 млн рублей. По акцизам рост обусловлен увеличением нормативов зачисления акцизов на топливо в региональные бюджеты. По итогам 2021 года регион ожидает рост ННД на 7,3%, который будет обеспечен увеличением поступлений по всем бюджетообразующим налогам, кроме налога на прибыль организаций. По данному налогу ожидается снижение поступлений на 11,0% в связи с прогнозируемыми потерями бюджета, в результате ограничительных карантинных мер в КНР по приемке рыбной продукции. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдался по субсидиям (в 1,5 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 2,1 раза).

Расходы региона в 2020 году выросли на 14,4% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течении 2020 года было направлено 42,0 млрд рублей, что выше 2019 года на 17,7%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал рост на 1,2 п. п. В структуре расходов произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным ростом расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,0 п. п. Значительное снижение доли наблюдается по расходам на образование, их удельный вес сократился на 0,8 п. п. Гибкость расходов регионального бюджета оценивается как умеренно высокая: доля капитальных вложений в расходах по итогам 2020 года составила 7,6%, что на 1,5 п. п. ниже, чем по итогам 2019 года. Снижение доли обусловлено ростом расходов бюджета (+14,4%) и снижением капитальных расходов (-4,2%), вызванных ограничениями по организации строительных процессов, сроков завозки материалов и т. д. на фоне коронакризиса.

В 2017-2018 гг. краевой бюджет исполнялся с профицитом. По итогам 2019-2020 гг. бюджет региона был исполнен с дефицитом. В 2020 году дефицит бюджета составил 2,1 млрд рублей или 8,4% ННД. Покрытие дефицита краевого бюджета осуществлялось за счет кредитов коммерческих банков. Первоначально утвержденный бюджет Камчатского края на 2021 год был бездефицитным. В результате принятых в марте текущего года поправок, расходы бюджета увеличены на 1,3 млрд рублей за счет, сложившихся на начало года остатков средств на едином счете бюджета. Прогнозируемый дефицит будет носить технический характер, поскольку обеспечен остатками собственных средств без необходимости увеличения заимствований. 

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 26,6%, совокупные обязательства региона составили 6,7 млрд рублей. По итогам 2021 года долг региона ожидается в размере 6,6 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 21,9%. Структура долгового портфеля в 2020 году претерпела изменения и стала более диверсифицированной. В 2018-2019 гг. долговой портфель был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, их доля в среднем составляла около 75,0%, остальную долю занимали облигационный займы. На 01.01.2021 долговые обязательства региона сформированы из банковских кредитов (доля в структуре долга - 44,4%), бюджетных кредитов (40,7%), облигационных займов (14,8%). Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Высокая доля бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля способствовала низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,5%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 2,4% совокупного долга. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые банковские линии и доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 92,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 94,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.10.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024