Рейтинговые действия, 23.03.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Свердловской области на уровне ruАA-

Москва, 23 марта 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАA-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Свердловская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является высокодиверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 2 330 млрд рублей, снизившись по сравнению с 2019 годом на 3,3% в текущих ценах, рост объёма отгруженной промышленной продукции в основной отрасли региона, обрабатывающих производствах, составил 102,2% к уровню 2019 года. Снижение объёмов производства и выполненных работ было отмечено в металлургии, строительстве, сельском хозяйстве, также произошло сокращение оборотов розничной торговли. Согласно базовому сценарию прогноза социально-экономического развития региона, по итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 2 508 млрд рублей или на 7,6% в текущих ценах к уровню 2020 года. ВРП на душу населения в 2020 году по оценочным данным составил 541 тыс. рублей.

Численность населения Свердловской области демонстрирует негативную динамику: за последние пять лет численность сократилась на 39 тыс. человек, составив 4 290 тыс. человек по состоянию на 01.01.2021. Основной причиной снижения является естественная убыль населения.  Тем не менее, регион входит в число десяти крупнейших регионов по численности населения (5-е место среди субъектов РФ по состоянию на 01.01.2021).  Коэффициент демографической нагрузки составил 0,827 по предварительным данным на 01.01.2021. Уровень безработицы в 2020 году по предварительным данным вырос на 1,6 процентных пункта относительно 2019 года и составил 5,6%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВРП демонстрирует постепенный рост, оставаясь, тем не менее, на невысоком уровне. По оценке агентства, отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило около 15%. По прогнозам региона, в случае стабилизации макроэкономической ситуации возможен рост инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования к 2023 году на 3,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.

Агентство отмечает высокую автономию бюджета Свердловской области. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 75,6%, что на 12,2 п. п. ниже уровня 2019 года. ННД областного бюджета за 2020 год составили 216,4 млрд рублей или 92,3% утвержденного годового прогноза. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2020 года общие доходы регионального бюджета выросли на 14,3%, ННД снизились на 1,6% по сравнению с 2019 годом. Снижение произошло, главным образом, за счёт падения поступлений по налогу на прибыль организаций (-7,2%), акцизам (-1,6%), налогу на имущество организаций (-1,5%). Отрицательная динамика налоговых доходов бюджета обусловлена снижением финансовых результатов организаций вследствие уменьшения объёмов производства и реализации продукции по причине введения ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции. Вместе с тем, наблюдался рост доходов по НДФЛ (+3,9%) и налогу, взимаемому по упрощённой системе налогообложения (+2,2%). В целях поддержки региональной экономики был принят ряд поддерживающих мер для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, снижение ставок налога на имущество организаций, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, а также отсрочка уплаты налоговых и арендных платежей.

По итогам 2021 года прогнозируется увеличение поступлений ННД относительно фактических значений 2020 года на 6,7% до 231 млрд рублей. В прогноз заложено увеличение доходов от акцизов в связи с ожидаемым ростом ставок и изменением нормативов зачисления в бюджеты субъектов РФ, а также поступление доходов от использования и реализации государственного имущества, отсроченных в 2020 году в связи с предоставлением мер поддержки.

Объём безвозмездных поступлений от других бюджетов РФ в 2020 году увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2019 годом и составил 67,5 млрд рублей. В частности, объём дотаций увеличился в 10,8 раз до 15,5 млрд рублей, при этом их доля в бюджетных трансфертах выросла до 23%. Основной объём дотаций был выделен для обеспечения сбалансированности бюджетов для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.

В 2020 году расходы бюджета выросли на 19% по сравнению с 2019 годом и составили 315,7 млрд рублей. В структуре региональных расходов более 60% общего объёма бюджетных средств приходится на социальное развитие. Больше всего увеличились расходы на здравоохранение (прирост на 53% по сравнению с 2019 годом), образование (+10%), социальную политику (+22%). В 2020 году расходы по указанным сферам составили 200,6 млрд рублей, что на 22% больше соответствующего показателя прошлого года. На 2021 год расходы на здравоохранение запланированы в объёме 29,0 млрд рублей, что на 27,0% меньше, чем за 2020 год, на социальную политику 88,3 млрд рублей (+1,5%), на образование 80,3 млрд рублей (+8,6%).

Региональный бюджет преимущественно исполнялся с дефицитом. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 13,6% от ННД, что в два раза больше показателя 2019 года. Дефицит был покрыт, главным образом, за счёт облигационных займов, а также бюджетных и банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона по итогам 2020 года увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом, но по-прежнему находится на невысоком уровне, что позитивно оценивается агентством. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 52,9%, совокупный объём долговых обязательств – 114,4 млрд рублей. Помимо покрытия дефицита бюджета, рост долга был обусловлен необходимостью реализации крупных инвестиционных проектов, включающих подготовку к проведению в Екатеринбурге «Универсиады-2023». Финансирование преимущественно велось за счёт размещения новых облигационных выпусков в 2020 году на общую сумму 50 млрд рублей. Изменилась структура долгового портфеля: на 01.01.2021 доля облигационных займов выросла до 58%, доля бюджетных кредитов составила 30%, коммерческих кредитов – 12%, гарантий – 1% (32%, 24%, 42% и 1% соответственно на 01.01.2020).  Объем государственного долга Свердловской области на 01.01.2022 года прогнозируется в сумме 148 млрд рублей.

Положительно оценивается невысокая доля краткосрочных обязательств в общей структуре долга: в течение следующих 12 месяцев погашению подлежит 27,1% всего долгового портфеля. Расходы на обслуживание регионального долга в 2020 году составили 2% от ННД, что оказывает умеренно положительное влияние на уровень рейтинга. Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается поддержанием остатков средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Объем доходов бюджета Свердловской области по итогам 2020 года составил 286,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 315,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024