Москва, 24 июня 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2020 год составил, по оценке региона, 1,6 трлн рублей, что в действующих ценах на 1,7% меньше, чем в предыдущем году. В 2020 году введение ограничительных мер из-за коронавирусной пандемии, закрытие границ и очередная дестабилизация на мировом нефтяном рынке с сопутствующим ростом курса доллара замедлили экономическое развитие региона. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 93,4% к 2019 году. По итогам 2021 года ожидается восстановительный рост по мере ослабевания последствий коронавирусной пандемии. Показатели благосостояния региона находятся также на высоком уровне: ВРП на душу населения в 2020 году, по расчетам агентства, составил 500 тыс. рублей, снизившись на 1,1% к уровню 2019 года, уровень общей безработицы (по методологии МОТ) составил 4,6%, что на 0,5 п. п. выше уровня 2019 года, но при этом на 1,2 п. п. ниже среднероссийского. По итогам 2021 года в результате ослабления кризисных явлений на фоне коронавирусной пандемии ожидается снижение уровня безработицы до 4,3%.
Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. Численность населения региона на 01.01.2021 составила 3176,6 тыс. человек, сократившись за последние три года на 58 тыс. человек. Основной причиной является естественная и миграционная убыль. Коэффициент естественной убыли населения изменился с 5,6 на 1000 человек в 2019 до 8,6 в 2020 году. Коэффициент демографической нагрузки, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития области на 2021-2023 годы, составил 0,777 на 01.01.2021.
По итогам 2020 года инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составили 338,5 млрд рублей, что на 31% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Наибольший рост инвестиций наблюдался в сфере нефтепереработки, производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, строительстве. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние 3 года составило 17,3%, что оценивается агентством сдержанно.
Регион характеризуется высокой бюджетной обеспеченностью. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона с 2015 по 2019 год не опускалась ниже 80%, и лишь в 2020 году на фоне коронакризиса произошло её снижение до 67,9%. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. Агентство отмечает кратковременный характер данного изменения, по итогам 2021 года регион прогнозирует восстановление доли ННД до 74,1%. ННД регионального бюджета за 2020 год снизились по сравнению с 2019 годом на 1,6% и составили 143,8 млрд рублей, или 102% утвержденного годового прогноза на 2020 год. Имело место снижение поступлений по налогу на прибыль организаций (-5,3%), который формирует треть налоговых доходов регионального бюджета, а также по налогу на имущество организаций (-6,1%) и налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения (-17,8%) в связи с передачей на местный уровень норматива в размере 20%. С другой стороны, сохранение объёма ННД в 2020 году было обеспечено ростом поступлений по НДФЛ (+4,5% к 2019 году) и акцизам (+4,6%). Структура налоговых доходов региона осталась неизменной в 2020 году.
По состоянию на 01.05.2021 ННД показали прирост на 10,8% к сопоставимому периоду 2019 года. За первые четыре месяца 2021 года доходы от бюджетообразующих налогов – налога на прибыль организаций, НДФЛ, акцизов – увеличились на 16,8%, 8,1% и 23,5% соответственно по сравнению с аналогичным докризисным периодом.
Объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2020 году увеличился в два раза по сравнению с 2019 годом и составил 66,6 млрд рублей. Значительный объём трансфертов был выделен для обеспечения сбалансированности бюджетов в целях компенсации снижения поступлений ННД, финансирования мероприятий по предупреждению и устранению последствий распространения коронавирусной пандемии, а также мер по предотвращению её влияния на экономическую ситуацию в регионе.
В 2020 году расходы бюджета выросли на 25% по сравнению с 2019 годом и составили 224,4 млрд рублей. Почти две трети общего объёма бюджетных средств – это расходы на социальное развитие. Основными причинами их увеличения явилось финансирование мероприятий по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, рост социальных выплат гражданам с детьми, малоимущим гражданам и семьям, безработным и иным категориям лиц. Больше всего увеличились расходы на здравоохранение (прирост на 70,7% по сравнению с 2019 годом), социальную политику (+20,7%), образование (+15,4%), физическую культуру и спорт (+41,0%). В 2020 году расходы по указанным сферам составили 140,3 млрд рублей, что на 26,6% больше прошлого года. Положительно оценивается гибкость расходов регионального бюджета: доля капитальных вложений в расходах по итогам 2020 года составила 11,8%.
Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 12,6 млрд рублей или 8,7% ННД. Дефицит был покрыт за счет изменения остатков на едином счете бюджета, возврата бюджетных кредитов ранее предоставленных муниципальным образованиям и заимствований (кредиты коммерческих банков и выпуск ценных бумаг). Исполнение бюджета в 2021 году ожидается с дефицитом в размере 24,1 млрд рублей или около 15% ННД. Источники покрытия бюджета останутся прежними.
Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как невысокий. По состоянию на 01.01.2021 долг региона составил 85,5 млрд рублей или 59,5% к ННД за предыдущие 12 месяцев. В текущем году ожидается сохранение долговой нагрузки на том же уровне. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает низкая диверсификация долгового портфеля. Долговой портфель на 01.01.2021 был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 48,5%, бюджетных кредитов – 33,5%, банковских кредитов – 17,8%, государственных гарантий – 0,2%. В 2021 году облигации также будут составлять более половины долговых обязательств, но при этом ожидается более активное использование банковских кредитов и снижение доли бюджетных кредитов.
Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокая доля краткосрочного долга. Доля заимствований, подлежащих погашению в течение 12 месяцев с 01.05.2021, составляет 25,1% от совокупного долга. Стоимость обслуживания долговых обязательств оценивается агентством как умеренно низкая. Расходы по обслуживанию долга к ННД в 2020 году немного сократились и составили 2,6% (3,7 млрд рублей в абсолютном выражении). В настоящее время регион рассматривает возможность реструктуризации полугодового кредита, выданного Министерством Финансов РФ в декабре 2020 года на сумму 9,7 млрд рублей, что может положительно сказаться на показателях долговой нагрузки региона и стоимости фондирования. Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается наличием у региона остатков средств на счетах, доступом к краткосрочным казначейским кредитам и открытым кредитным линиям. В июне 2021 года министерством финансов области объявлены аукционы на заключение государственных контрактов на предоставление кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий на общую сумму 30 млрд рублей.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 211,9 млрд рублей, объем расходов – 224,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.12.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.