Москва, 15 июня 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Волгоградская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, электротехническая и пищевая промышленность), что формирует почти четверть ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2020 год (далее – отчетный год) составил 930 млрд рублей, что в основных ценах на 3,3% ниже результатов 2019 года. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1 трлн рублей. На фоне кризисные явления, вызванных коронавирусной пандемией, в регионе наблюдается снижение промышленного производства в отчетном году – индекс промышленного производства составил 99,3%, при этом в обрабатывающих производствах он составил 102,5%. Основное влияние на снижение оказал спад добычи полезных ископаемых, произошедший в результате исполнения условий сделки по сокращению добычи нефти стран ОПЕК+. Кроме того, снижение наблюдается и по итогам 1 квартала 2021 года (индекс промышленного производства в январе-марте 2021 года составил 92,3%), что также связано с влиянием соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, вследствие чего производственные и экономические показатели нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций значительно ухудшились.
Агентство позитивно оценивает умеренно высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 374,4 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки, умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы. Численность населения региона за последние три года сократилась на 1,9% и составила на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) 2474,6 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,799. Среднегодовой уровень безработицы на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусом, продемонстрировал в 2020 году рост на 2,3 п. п. и составил 7,6%, что на 1,8 п. п. выше среднероссийского показателя. По итогам 2021 года ожидается снижение уровня безработицы до уровня 2019 года. Кроме того, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за отчетный год составил 158,6 млрд рублей и продемонстрировал снижение на 2,1% по сравнению с предыдущим годом в действующих ценах, который обусловлен введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 17,1%.
Агентство отмечает умеренно низкую долю налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона по итогам 2020 года, которая сократилась на 7,3 п. п. по сравнению с предыдущим годом и составила 58,6%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам отчетного года доходы бюджета выросли на 18,6%, в том числе за счет роста безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в 1,5 раза, рост по ННД составил 5,5%. В структуре ННД налоговые доходы выросли на 5,8%, неналоговые снизились на 6,7%. Положительную динамику по налоговым доходам поддержали поступления по налогу на доходы физических лиц (+11,6%) и акцизам (+36,3%). Поступления по налогу на доходы физических лиц приросли за счет увеличения номинальной начисленной заработной платы одного работника по полному кругу организаций на 6,4%, уплаты разовых платежей по актам налоговой проверки, выплаты дивидендов. По акцизам прирост связан с ростом поступлений от акцизов на нефтепродукты в результате установления на 2020 год нормативов отчисления от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и акцизов на пиво, в результате увеличения объема производства указанной подакцизной продукции на территории области. Вместе с тем, наблюдалось снижение поступлений по налогу на прибыль организаций (-6,9%), налогу на имущество организаций (-4,6%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-0,5%). По налогу на прибыль падение поступлений связано со снижением производства в нефтегазовой отрасли, в результате введенных мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, а также падения цен на нефть. По налогу на имущество организаций и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – в связи принятыми мерами поддержки налогоплательщиков пострадавших от коронакризиса. По неналоговым доходам наибольшее снижение поступлений в отчетном году прослеживалось по штрафам, санкциям, возмещению ущерба в связи с уменьшением количества вынесенных постановлений о наложении административного штрафа в связи с введенными ограничительными мерами. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдался по субсидиям (в 1,6 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,6 раза). Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,6% в налоговых доходах в 2020 году.
Расходы региона в 2020 году выросли на 25,4% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 89,6 млрд рублей, что выше 2019 года на 31,6%. В структуре расходов произошли изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 2,0 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 6,0 п. п. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-3,1 п. п.).
Региональный бюджет в 2018-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,4 млрд рублей или 5,7% ННД, который был покрыт за счет кредитных средств кредитных организаций и полугодового бюджетного кредита. Исполнение бюджета в 2021 году, в соответствии с законом об областном бюджете, планируется также с дефицитом в размере 5,7 млрд рублей или 7,2% ННД, но исходя из динамики поступления доходных источников в 2021 году, регион ожидает перейти к бездефицитному бюджету.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивалась на умеренном уровне: совокупный объем долгового портфеля составил 53,3 млрд рублей, что на 13,3% выше, чем на 01.01.2020, долговая нагрузка приросла на 4,9 п. п. и составила 69,5%. По итогам 2021 года ожидается рост долга на 4,9%, долговой нагрузки на 1,3 п. п. Основной причиной увеличения долга в отчетном году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель по итогам 2020 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 49,3%, банковских кредитов – 31,9%, облигационных займов – 18,8%. Умеренно низкая концентрация на одном кредиторе оказывает незначительное давление на рейтинговую оценку – доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2021 составляет 31,9%. График погашения обязательств оценивается сдержанно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2021 составляет 22,5% от совокупного долга региона. Существенный объем долговых обязательств области – около 50% долга, приходящихся к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде, усиливает риски рефинансирования. Для регионального бюджета характерна умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за отчетный год составило 2,7%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 131,0 млрд рублей, объем расходов – 135,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.12.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.