Рейтинговые действия, 11.06.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ульяновской области на уровне ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 11 июня 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу – негативный.

Негативный прогноз по рейтингу был продлен ввиду сохраняющихся рисков по восстановлению экономики от последствий коронакризиса. Помимо этого, прогнозируемый рост долговой нагрузки и дефицитное исполнение бюджета могут оказать давление на финансовую устойчивость региона.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2020 года (далее – отчетный год) оценивается в районе 400 млрд рублей, что на 3,9% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года регион ожидает рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,2% к уровню 2020 года. Кроме того, в отчетном году наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с 2019 годом (индекс промышленного производства составил 96,9%). Снижение обусловлено резким падением спроса и, соответственно, продаж, из-за ситуации с пандемией коронавируса. По итогам 1 квартала 2021 года наблюдается рост промышленного производства – индекс промышленного производства за январь-март 2021 года составил 107,5% к соответствующему периоду 2020 года. Рост промышленного производства обеспечили предприятия обрабатывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса.

Давление на рейтинговую оценку оказывают невысокий объем ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки. По итогам 2020 года, по расчетам агентства, ВРП на душу населения составил порядка 333 тыс. рублей. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 1222,3 тыс. человек. За последние 3 года население сократилось на 2,0%. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,847, что выше среднероссийского показателя. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 69,0 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 17,7%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2020 года, на фоне коронакризиса, вырос на 1,1 п. п. и составил 4,9%. По итогам 2021 года ожидается снижение данного показателя до 4,5%.

Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 65,2%, что на 11,5 п. п. ниже, чем по итогам 2019 года. Снижение доли связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 19,1% по сравнению с 2019 годом в основном за счет роста трансфертов в 1,8 раза, поступления по ННД выросли на 1,2%. Положительную динамику поступлений по ННД поддержали налог на доходы физических лиц (+7,7%), акцизы (+13,5%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+11,4%). Кроме того, наблюдалось снижение поступлений по налогу на прибыль (-20,1%), налогу на имущество организаций (-12,8%) и неналоговым доходам (-9,0%). По налогу на прибыль падение поступлений связано с существенным возвратом средств налогоплательщикам, числящихся в переплате (в 2020 году было возвращено 1,3 млрд рублей против 1,1 млрд рублей в 2019 году). По налогу на имущество организаций – в связи с передачей дороги Ульяновск-Димитровград-Самара в федеральную собственность с 01.01.2019 и как следствие снижение поступлений по ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на 0,3 млрд рублей, а также снижением поступлений от отдельных налогоплательщиков, в том числе в связи ограничительными мерами в прошлом году. Падение неналоговых доходов произошло из-за снижения поступлений от штрафных санкций за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения, по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (на 48,6%), в результате несостоявшихся торгов по продаже государственного имущества. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,0 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,8 раза), что обусловлено увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Структура налоговой базы области носит концентрированный характер: на долю крупнейшего налогоплательщика приходится 17,2% налоговых доходов, что оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании.

Расходы региона в 2020 году выросли на 29,0% по сравнению с 2019 годом. В разрезе расходов наибольшее увеличение произошло по разделу «Охрана окружающей среды» - в 13,9 раза. Такой значительный рост произошел за счёт реализации мероприятий по сокращению доли загрязнения сточных вод в рамках регионального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» на сумму 493,2 млн рублей (в 2019 году средства на вышеназванные расходы не выделялись). Расходы бюджета имеют социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 54,1 млрд рублей, что на 31,2% выше предыдущего года. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,9 раза) их удельный вес вырос в общем объеме расходов на 4,6 п. п. Значительное снижение доли наблюдается по расходам на образование – на 2,5 п. п. Гибкость расходов бюджета оценивается сдержанно: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 6,4%.

Региональный бюджет по итогам 2020 года был исполнен с дефицитом в размере 9,1 млрд рублей или 19,2% ННД, который был покрыт за счет коммерческих заимствований и полугодового бюджетного кредита. По итогам 2021 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 13,9% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться заемные средства.

Долговая нагрузка по итогам 2020 года сложилась на умеренном уровне, что оказало давление на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 71,3%, что на 17,9 п. п. выше, чем на 01.01.2020. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 33,7 млрд рублей, что на 35,2% выше уровня предыдущего года. По итогам 2021 года ожидается рост государственного долга до 38,5 млрд рублей, долговой нагрузки на 7,1 п. п., что отрицательно скажется на рейтинговой оценке. Основной причиной увеличения долга в 2021 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. По итогам 2020 года долговой портфель претерпел изменения, если ранее наибольшую долю занимали банковские кредиты, то на 01.01.2021 он был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составила 46,0%, бюджетные кредиты сформировали 30,7% долга, банковские кредиты – 22,9%, госгарантии – 0,4%. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2021 составляет 24,8% от совокупного долга региона. В регионе отмечается умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 2,1%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 72,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 81,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало Ульяновской области дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023