Москва, 3 июня 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.
Изменение прогноза по рейтингу обусловлено ожидаемым улучшением показателей финансовой устойчивости региона в 2021 году после ухудшения их в 2020 году на фоне кризисных явлений, вызванных развитием пандемии коронавируса и понижением цен на сырьевые товары.
Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (27,5% в ВРП), обрабатывающие производства (18,2%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2020 года (далее – отчетный год) оценивается в районе 700 млрд рублей, что на 3,8% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП в сопоставимых ценах на 2,4% к уровню 2020 года. Кроме того, по итогам 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с 2019 годом (индекс промышленного производства составил 92,7% к предыдущему году). Снижение обусловлено приостановлением (ограничением) деятельности на территории региона организаций и индивидуальных предпринимателей, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По итогам 1 квартала 2021 года наблюдается также снижение промышленного производства (индекс промышленного производства за январь-март 2021 года составил 92,1% к соответствующему периоду 2020 года). Вместе с тем, в отчетном году выросло производство продукции сельского хозяйства (индекс сельского хозяйства составил 104,3% к 2019 году). Объем производства в АПК увеличился на 4 млрд рублей до 71,7 млрд рублей, в частности молока произвели 870 тыс. тонн.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил порядка 480,0 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень демографической нагрузки, отрицательная динамика численности населения, умеренно низкий уровень безработицы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составил 0,832, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на отчетную дату составила 1493,4 тыс. человек и за последние три года сократилась на 1,3%. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. На фоне коронакризиса произошел рост уровня безработицы до 6,3% или на 2,0 п. п. по сравнению с 2019 годом. По итогам 2021 года ожидается снижение данного показателя до 4,5%. Также давление на оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 98,3 млрд рублей, что на 0,9% выше уровня 2019 года в действующих ценах. По итогам 2021 года прогнозируется рост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) до 106,4 млрд рублей. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 13,5%.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 57,9%, что на 13,3 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение доли обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией (трансферты выросли в 1,5 раза), а также снижением поступлений по ННД на 14,0%. По итогам 2021 года ожидается рост ННД на 20,4% к 2020 году. Наибольшее снижение в структуре налоговых доходов по итогам 2020 года произошло по налогу на прибыль организаций (-33,6%) и налогу на имущество организаций (-34,2%). По налогу на прибыль падение поступлений связано со снижением перечислений от предприятий нефтяной отрасли (они обеспечивают 50% налога на прибыль организаций поступающего в региональный бюджет), на фоне снижения мировых цен на нефть, волатильности курса рубля, вынужденной приостановки деятельности. Снижение поступлений по налогу на имущество организаций обусловлено предоставлением налогоплательщикам преференций по уплате налога в целях поддержки отраслей экономики в связи с пандемией («налоговые каникулы» до конца года, снижение налога для отдельных категорий налогоплательщиков). По данным налогам, на фоне восстановления экономики, регион в 2021 году ожидает увеличение поступлений на 71,2% и 0,9% соответственно к уровню 2020 года. По итогам 1 квартала 2021 года наблюдается рост ННД на 24,4%, который сложился почти по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшее повышение поступлений наблюдается по налогу на прибыль организаций (+56,6%), налогу на имущество организаций (+44,5%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+34,7%). Налоговая база республики по итогам отчетного года имеет умеренно концентрированную структуру: на долю крупнейшего налогоплательщика приходится 10,8% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании.
Расходы региона в 2020 году выросли на 20,7% по сравнению с 2019 годом. Рост расходов связан с увеличением расходов на оплату труда, дополнительными расходами, направленными на устранение экономических последствий COVID-19, а также на борьбу с коронавирусной инфекцией и увеличением мер социальной поддержки населения. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и межбюджетных трансфертов в течение 2020 года было направлено 76,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 22,2%. Кроме того, их доля в структуре расходов выросла на 0,9 п. п., что связано с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями.
Региональный бюджет на протяжении двух лет, с 2017 по 2018 годы, исполнялся с «техническим» профицитом. В 2019-2020 гг. бюджет был дефицитный, дефицит в 2020 году сложился в размере 14,9 млрд рублей или 30,1% ННД, который был покрыт за счет кредитных средств кредитных организаций, остатков средств бюджета и иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. По итогам 2021 года ожидается исполнение регионального бюджета также с дефицитом, который по прогнозам региона составит порядка 3,7 млрд рублей или 6,2% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться остатки средств на счетах и иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Долговая нагрузка по итогам 2020 года сложилась на высоком уровне, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 130,0%, что на 49,9 п. п. выше, чем на 01.01.2020. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 64,2 млрд рублей, что на 39,5% выше уровня 2019 года. В условиях снижения собственных доходов бюджета и увеличения расходов, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, для обеспечения сбалансированности бюджета республика привлекала кредитные заимствования. Хотя до этого за три предыдущих года регион снизил долг на 3,0 млрд рублей. По итогам 2021 года изменение долга не ожидается, при этом, планируется снижение долговой нагрузки на 27,9 п. п. в связи с прогнозируемым ростом ННД на 20,4%. По итогам 2020 года долговой портфель претерпел изменения, если ранее наибольшую долю занимали бюджетные кредиты, то на 01.01.2021 он был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составила 54,4%, бюджетные кредиты сформировали 37,8% долга, облигационные займы – 7,8%. Высокая концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2021 составляет 53,5%). График погашения обязательств оценивается как некомфортный, доля долга, предстоящего к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2021, составляет 47,3% от совокупного долга региона. Для регионального бюджета характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2020 год составило 4,4%, что на 0,7 п. п. выше уровня 2019 года, в связи с увеличение банковских кредитов в портфеле долга. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2020 года составил 85,3 млрд рублей, объем расходов – 100,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.12.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous/ (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.