Рейтинговые действия, 01.06.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 1 июня 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2020 года на фоне кризисных явлений вызванных коронавирусной инфекцией и падением объемов добычи и цен на нефть было нивелировано поддержкой федерального центра, что позволило сохранить долговую нагрузку на комфортном уровне и ряду финансовых показателей не просесть до критических значений.

Иркутская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа, в пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон. Площадь территории региона составляет 774,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Иркутск. Область расположена на пересечении основных транспортных магистралей, выступающих связующим звеном с дальневосточными районами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и отличается развитой энергосистемой, которая входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири. Регион обладает обширными лесными ресурсами (3 место в РФ), запасами газа, нефти, металлических руд и других ископаемых. Экономика региона диверсифицирована, ведущая роль остается за добычей полезных ископаемых, которая формирует почти треть ВРП. Также в регионе развиты транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2020 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 1,6 трлн рублей, что в действующих ценах выше на 0,8%, чем в 2019 году. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП более чем на 100 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в регионе наблюдается рост промышленного производства в 2020 году к предыдущему году (индекс промышленного производства составил 102,2%). Определяющую роль в формировании положительных темпов роста сыграл обрабатывающий сектор экономики (индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» составил 112,8%).

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 653,6 тыс. рублей.  Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки, умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 2,4 млн человек и за последние три года сократилась на 1,2%. Снижение связано с миграционным оттоком населения и естественной убылью. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,860, что выше среднероссийского показателя. Среднегодовой уровень безработицы, в результате влияния коронакризиса, вырос в отчетном году на 1,1 п. п. и   составил 7,7%. По итогам 2021 года ожидается улучшение ситуации на рынке труда и снижение уровня безработицы. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 21,6%. В абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2020 году показали рост на 8,6% в действующих ценах. На территории области действуют четыре ТОСЭР – «Усолье-Сибирское», «Саянск», «Черемхово», «Тулун», а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. 

Бюджетная обеспеченность области по итогам отчетного года оценивается умеренно позитивно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 67,2%, что на 6,4 п. п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за спада экономики на фоне коронакризиса и ухудшением ситуации на сырьевом рынке, а также со снижением поступлений по ННД на 2,7%. За 2020 год доходы регионального бюджета выросли на 6,6% по сравнению с предыдущим годом. Рост доходов обусловлен увеличением полученных трансфертов в 1,3 раза. В структуре ННД наблюдалось снижение налоговых доходов на 4,0%, по неналоговым – рост в 1,5 раза. Увеличение неналоговых доходов обусловлено приростом поступлений доходов от компенсации затрат государства более чем в 2 раза и штрафных санкций за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. На отрицательную динамику налоговых доходов в основном повлияло снижение поступлений по налогу на прибыль организаций (-15,5%). В результате развития неблагоприятной ситуации на мировом рынке энергоресурсов отчисления налога на прибыль крупнейшими нефтедобывающими компаниями региона сократилось в отчетном году на 5,2 млрд рублей, обусловив более половины произошедшего относительно уровня 2019 года снижения поступлений бюджетообразующего налога. Основные компании, из наиболее пострадавших из-за пандемии отраслей, сократили отчисления по налогу на прибыль всего на 1,5 млрд рублей. В регионе существуют невысокие риски доходной части бюджета, связанные с умеренно низкой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика, на долю которого приходится 9,1% налоговых поступлений (на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2020 году приходилось 40,2% налоговых доходов областного бюджета).

Расходы региона в 2020 году выросли на 8,0% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на общий рост расходов, в их структуре наблюдается снижение расходов по охране окружающей среды (-2,4%), физической культуре и спорту (-30,9%). Снижение расходов по охране окружающей среды обусловлено особенностями исполнения регионального бюджета в 2019 году (в 2019 году на отдельных территориях муниципальных образований региона произошла чрезвычайная ситуация в связи с сильными дождями (паводок)), выразившиеся в разовых расходах на реализацию мероприятий по очистке территорий от крупногабаритных отходов и отходов строительства зданий, сооружений в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сокращение расходов по физической культуре и спорту произошло из-за завершения финансирования в 2019 году крупного инвестиционного проекта - строительство объекта «Центр по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта с искусственным льдом в г. Иркутске».  По итогам 2020 года, как и ранее, расходы бюджета имели социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта было направлено 159,9 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 8,2%. Их доля в структуре расходов составила 71,4%. Реализация мероприятий в 2020 году по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции привела к некоторым изменениям в структуре расходов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,5 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,7 п. п. Наибольшее снижение доли произошло по расходам на физическую культуру и спорт, она сократилась на 1,2 п. п. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 9,7%, по итогам 2021 года ожидается рост доли примерно на 1,5 п. п.

Сбалансированность областного бюджета по результатам 2020 года оценивается агентством сдержанно. Дефицит бюджета в отчетном году составил 16,1 млрд рублей или 11,5% ННД, который был покрыт за счет банковских кредитов и полугодового бюджетного кредита. По итогам 2021 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 14,0 млрд рублей или 10,0% ННД. Основными источниками финансирования дефицита будут банковские кредиты и облигационные займы.

Несмотря на рост долга в 2020 году (в 1,7 раза до 29,7 млрд рублей), который произошел в связи с необходимостью финансирования дефицита областного бюджета, долговая нагрузка на 01.01.2021 находилась на комфортно низком уровне (21,3%), что оказывает поддержку рейтинговой оценке.  Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 50,5%, банковских кредитов – 41,1%, облигационных займов – 8,4%. Существенный объем долговых обязательств области – около 50% долга, приходящихся к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде, усиливает риски рефинансирования. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,4%, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Ликвидность бюджета на рассматриваемом горизонте будет поддерживаться как казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остатками денежных средств на счетах. Кроме того, регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2020 года составил 207,7 млрд рублей, объем расходов – 223,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Иркутской области был впервые опубликован 28.06.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023