Рейтинговые действия, 26.07.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruBBB+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 26 июля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной инфекцией и понижением цен на сырьевом рынке, было нивелировано поддержкой федерального центра, что позволило ряду финансовых показателей не просесть до критических значений.

Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2020 год, по оценке региона, составила около 22%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», ПАО «НК«Роснефть», а также других крупнейших российских и зарубежных компаний. Тем не менее, сырьевые преимущества региона и умеренно высокая концентрация экономики на одной отрасли несут в себе риски, связанные с зависимостью от волатильности цен на рынке углеводородов, что находит отражение в финансовой устойчивости региона. 

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 569 млрд рублей, что на 8,6% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. В 2021 году ожидается восстановление ВРП до уровня 2019 года – 623 млрд рублей. В 2020 году, на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, в регионе отмечается снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 90,7%. Снижение произошло из-за спада добычи полезных ископаемых, произошедшего в результате исполнения условий сделки по сокращению добычи нефти стран ОПЕК+. Кроме того, снижение наблюдается и по итогам пяти месяцев 2021 года – индекс промышленного производства в январе-мае 2021 года составил 97,3%, что также связано с влиянием соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, вследствие чего производственные и экономические показатели нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций ухудшились.

Положительно оцениваются уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства, составил 530 тыс. рублей и демографическая нагрузка, находящаяся на уровне 0,702. Давление на рейтинговую оценку оказывают низкая численность населения, негативная ее динамика и высокий уровень безработицы. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 1070,3 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 8 тыс. человек. Ситуация на рынке труда области в 2020 году ухудшилась в связи с распространением новой коронавирусной инфекции – уровень безработицы составил 8,6%, что на 3,1 п. п. выше уровня 2019 года и на 2,8 п. п. выше среднероссийского. По итогам 2021 года регионом ожидается снижение среднегодового уровня безработицы до 7,7%. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. По итогам 2020 года объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) сократился на 3,2% к уровню 2019 года в действующих ценах и составил 91,5 млрд рублей. Основное влияние на снижение данного показателя оказало сокращение инвестиций в добывающем секторе и операциях с недвижимым имуществом, которые в совокупности составляют около 40% объема инвестиций по крупным и средним организациям. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 15,4%.

Бюджет области, по итогам 2020 года, характеризуется умеренно низким уровнем достаточности. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в отчетном году в структуре доходов снизилась на 13,7 п. п. и составила 59,5%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также снижением поступлений ННД на 8,0%. Кроме того, бюджетные назначения по ННД были выполнены всего на 78%, что оказало давление на рейтинговую оценку. На годовой результат повлияло сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций (-37,7%) и налогу на имущество организаций (-12,1%). По налогу на прибыль падение поступлений вызвано сокращением (на 10,7 млрд. рублей от ожидаемых) поступлений от крупнейших налогоплательщиков из-за условия сделки ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, резкого снижения нефтяных котировок и волатильности курса рубля. По налогу на имущество организаций падение обусловлено исключением с 2019 года движимого имущества из объекта налогообложения, а также в связи с принятыми мерами поддержки налогоплательщиков пострадавших от коронакризиса. Безвозмездные поступления за отчетный год выросли на 75,4%, наибольший рост которых приходился на субсидии и дотации. Диверсификация налоговой базы оценивается на умеренно высоком уровне, доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,9% в налоговых доходах. За прошедшие 5 месяцев текущего года поступления по ННД выросли на 10,9% к аналогичному периоду 2020 года, но еще отстают от поступлений января-мая 2019 года на 3,1%. В структуре ННД не восстановились до пандемийного уровня налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Так, по налогу на прибыль организаций поступления сократились на 31,8% к январю-маю 2019 года, по налогу на имущество организаций на 11,3%. По ряду налогов – налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам – объем поступлений восстановился и превысил уровень 2019 года за аналогичный период. По итогам 2021 года регион ожидает рост поступлений ННД до уровня 2019 года.

Расходы субъекта в 2020 году выросли на 22,1% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 58,2 млрд рублей, что формировало 67,4% всех расходов региона. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 7,2%, что поддерживало гибкость бюджета. Расходы по итогам 5 месяцев текущего года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% и составили 30,6 млрд рублей. По итогам года регион ожидает объем расходов на уровне 91,2 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 5,8%.

Бюджет региона традиционно исполняется с дефицитом. По итогам отчетного года дефицит составил 10,0 млрд рублей или 22,1% ННД, что отрицательно сказалось на рейтинговой оценке. Дефицит бюджета был покрыт за счет полугодового бюджетного кредита, кредитов коммерческих банков и облигационных займов. По итогам 2021 года исполнение бюджета ожидается так же с дефицитом 5,8 млрд рублей или 9,9% ННД. Дефицит планируется покрыть за счет использования остатков средств, образовавшихся на 1 января 2021 года на едином счете области, а также за счет облигационных займов.

По итогам 2020 года долг региона вырос на 30,6% и составил 42,2 млрд рублей, долговая нагрузка приросла на 27,5 п. п. и составила 93,1%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2021 года ожидается рост долга до 47,9 млрд рублей, при этом ожидается снижение долговой нагрузки до 82,5% в связи с прогнозируемым ростом ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составила 50,7%, бюджетных кредитов – 28,5%, банковских кредитов – 20,8%. Высокая доля облигационных займов, как крупнейшего кредитора в структуре долга, оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2021 составляет всего 1,4% от совокупного долга региона. Низкая доля короткого долга обусловлена планируемым получением в конце июля текущего года из федерального бюджета бюджетного кредита в размере 20,2 млрд рублей для погашения долговых обязательств в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций со сроком до 2029 года и погашением в 2025 - 2029 годах. Для региона характерна умеренно высокая стоимость фондирования – отношение расходов по обслуживанию долга к ННД по итогам отчетного года составило 4,4%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года, составил 76,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 86,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.01.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023