Москва, 24 декабря 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности финансовой компании «АВТОБАН-Финанс» на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный
АО «АВТОБАН-Финанс» входит в группу компаний «АВТОБАН». АО «АВТОБАН-Финанс» является финансовой компанией, созданной в целях привлечения заемного финансирования для группы «АВТОБАН» на облигационном рынке. Обязательства компании представлены четырьмя облигационными выпусками общим объемом 14 млрд руб. Активы компании представлены выданными займами компаниям группы «АВТОБАН». Компания не ведет на постоянной основе иной деятельности, помимо связанной с выпусками облигаций. Компании группы «АВТОБАН» - консолидирующая АО «СОЮЗДОРСТРОЙ», и операционные АО «ДСК «АВТОБАН» и ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», являются поручителями и оферентами по облигационным выпускам «АВТОБАН-Финанс». Агентство устанавливает паритет между рейтингом «АВТОБАН-Финанс» и группой «АВТОБАН».
Группа «АВТОБАН» (далее – Группа, «АВТОБАН», Компания) является одной из крупнейших инфраструктурных строительных компаний, оперирующих на территории РФ, осуществляя преимущественно строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также сопутствующих развязок и мостовых сооружений. Крупнейшие проекты за последние три года включают работы на трассах М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-7 «Волга» и М-8 «Холмогоры», строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), а также работы на ряде региональных автодорог, преимущественно в Западной Сибири. На текущий момент крупнейшими проектами являются строительство обхода г. Тольятти в составе международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай», а также проектирование и строительство двух этапов скоростной автомагистрали М-12 Москва-Казань.
Агентство консервативно оценивает отраслевые риски компании. Строительная отрасль характеризуется долгосрочным циклом работ, объем просроченной задолженности контрагентов в этой отрасли существенно превышает средний уровень по экономике, а потенциальный объем рынка крайне зависим от макроэкономических показателей. Вследствие этого агентство консервативно оценивает подверженность отрасли внешним шокам. При этом агентство отмечает значительный опыт работы Компании и существенный рост выручки на горизонте последних 5 лет, более чем в 2,5 раза. При высоких темпах роста бизнеса Компания продолжает демонстрировать высокие показатели рентабельности – за период 2019-2021 гг. EBITDA margin в среднем составляет около 15%. Компания имеет значительную контрактную базу, которая позволит не снижать текущие масштабы бизнеса на горизонте следующих 5 лет с учетом эксплуатационной стадии реализации концессионных проектов. При этом контрактная база характеризуется высокой диверсификацией, доля крупнейшего проекта не превышает 30%, что оказывает дополнительную поддержку рейтинговой оценке. Однако, порядка 60% от текущей контрактной базы приходится на одного заказчика, ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.), что оказывает некоторое давление на оценку бизнес-профиля Компании. Строительная отрасль характеризуется высокой конкуренцией и, следовательно, небольшими барьерами для входа, что негативно сказывается на отраслевых рисках компании. При этом Компания входит в тройку крупнейших игроков инфраструктурного строительства, что свидетельствует о высоких рыночных позициях Компании и оказывает положительное влияние на рейтинг.
Группа оценивалась на основе консолидированной отчетности по стандартам МСФО АО «СОЮЗДОРСТРОЙ», холдинговой компании Группы, непосредственно контролирующей основные производственные компании Группы: АО «ДСК «АВТОБАН», ООО «КСК №1» и ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», а также ряд меньших операционных компаний и проектные бюро. Группа участвует в реализации проекта строительства и эксплуатации на платной основе пусковых комплексов №3 и №4 Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), реализуемых через дочерние компании ООО «Автодорожная строительная корпорация» (АСК) и ООО «Юго-Восточная Магистраль» (ЮВМ) соответственно, которые являются концессионерами в соглашении с ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.). Для целей оценки агентство опиралось на данные о Группе с учетом деконсолидации проектных компаний, реализующих проекты в рамках концессионных соглашений. Мотивировкой ограничения периметра консолидации преимущественно является отсутствие регресса по долговым обязательствам проектных компаний в каком-либо виде на операционные компании – Группа не будет являться поручителем по обязательствам проектных компаний, финансирование проекта будет осуществляться за счет привлечения внешних заимствований исходя из требований концессионного соглашения. Оттоки средств операционных компаний на финансирование проекта будут ограниченными: кроме участия в младшем долге проекта и создания гарантийного депозита из прибыли по генеральному подряду по проекту для обеспечения требований банка-гаранта перед проектной компанией, финансирования Группы не предполагается. Агентство отмечает положительный ход реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства, что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в котором они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования. Мажоритарное участие Группы в проектных компаниях-концессионерах позволяет ей обеспечивать лучшие условия генерального подряда, нежели чем если Группа была независимым внешним подрядчиком. Это позволяет ей лучше контролировать уровень рентабельности и получать повышенную долю авансирования, что дает возможность не привлекать дополнительную долговую нагрузку.
Компания характеризуется низкой долговой нагрузкой с учетом деконсолидации долговых обязательств, привлеченных в рамках концессионных соглашений. Отношение долга на 30.06.2021 к EBITDA LTM составляет 1,1х и агентство ожидает снижение показателя по итогам 2021 года ниже 1х. Также Компания характеризуется высоким покрытием процентных платежей, среднее значение EBITDA/годовые процентные платежи на горизонте 2019 – 2021 составляет около 7х.
В блоке корпоративных рисков агентство высоко оценивает прозрачную структуру собственности Компании и информационную транспарентность Компании, связанную с публикацией большого объема информации в отрытых источниках. В части корпоративного управления агентство позитивно оценивает наличие совета директоров. Однако агентство продолжает выделять риски «незаменимого человека» в контексте корпоративного управления, связанные со значительным участием единственного акционера Компании А. В. Андреева в операционном управлении деятельностью компании.
По данным консолидированной отчетности АО «СОЮЗДОРСТРОЙ» по стандартам МСФО активы Компании на 30.06.2021 составляли 178 млрд. руб., капитал – 32 млрд. руб. Выручка по итогам 1 пг. 2021 г. года составила 34,6 млрд. руб., чистая прибыль – 2,2 млрд. руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг АО «АВТОБАН-Финанс» был впервые опубликован 28.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.12.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «АВТОБАН-Финанс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «АВТОБАН-Финанс» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «АВТОБАН-Финанс» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.