Москва, 7 декабря 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Волгоградская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, электротехническая и пищевая промышленность), что формирует почти четверть ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по последней оценке региона, за 2020 год (далее – отчётный год) составил 975,0 млрд рублей, что на 1,4% ниже результатов 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1 трлн рублей. На фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, в регионе наблюдалось снижение промышленного производства в отчётном году: индекс промышленного производства составил 99,3%, при этом в обрабатывающих производствах он составил 103,0%. Основное влияние на снижение оказал спад добычи полезных ископаемых, произошедший в результате исполнения условий сделки по сокращению добычи нефти стран ОПЕК+. За 10 месяцев 2021 года индекс промышленного производства составил 97,6% к соответствующему периоду 2020 года. По итогам текущего года данный показатель прогнозируется на уровне 100,5% к отчётному году.
Агентство позитивно оценивает умеренно высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчётам агентства, составил 392,7 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки, умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы. Численность населения региона за последние три года сократилась на 1,9% и составила на 01.01.2021 (далее – отчётная дата) 2474,6 тыс. человек. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на отчётную дату составил 0,795. Среднегодовой уровень безработицы на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусом, продемонстрировал в 2020 году рост на 2,3 п. п. и составил 7,6%, что на 1,8 п. п. выше среднероссийского показателя. С начала текущего года уровень безработицы снижался, в среднем за 9 месяцев 2021 года его значение составило 5,2% и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (7,7%) снизилось на 2,5 п. п., вернувшись к уровню 2019 года. По итогам текущего года ожидаемый среднегодовой уровень безработицы составит 5,3%.
Давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем внебюджетных инвестиций за отчётный год составил 158,6 млрд рублей и продемонстрировал снижение на 2,1% по сравнению с предыдущим годом в действующих ценах, который обусловлен введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Среднее отношение объёма инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 16,9%. По итогам 2021 года объём внебюджетных инвестиций прогнозируется на уровне 165,0 млрд рублей.
Агентство отмечает умеренно низкую долю налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона по итогам 2020 года, которая сократилась на 7,3 п. п. по сравнению с 2019 годом и составила 58,6%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам отчётного года доходы бюджета выросли на 18,6%, в том числе за счёт роста безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в 1,5 раза, рост по ННД составил 5,5%. В структуре ННД налоговые доходы выросли на 5,8%, неналоговые снизились на 6,7%. Положительную динамику по налоговым доходам поддержали поступления по налогу на доходы физических лиц (+11,6%) и акцизам (+36,3%). Диверсификация налоговой базы региона по итогам 2020 года оценивалась как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,6% в налоговых доходах. За девять месяцев текущего года доходы областного бюджета выросли на 8,7% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года, при этом ННД увеличились на 10,6%, трансферты – на 4,6%. Прирост ННД на треть был обеспечен ростом налога на прибыль организаций (+12,7%), также выросли поступления по налогу на доходы физических лиц (+6,5%), акцизам (+9,6%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+42,8%) и налогу на имущество организаций (+1,7%). По итогам 2021 года ожидается сохранение положительной динамики, прирост ННД составит около 9,8% к 2020 году.
Расходы региона в 2020 году выросли на 25,4% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 89,6 млрд рублей, что выше 2019 года на 31,6%. За 9 месяцев 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 9,5% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 64,9 млрд рублей, что на 7,1% выше девяти месяцев 2020 года. При этом доля расходов на социальные сферы в общих расходах областного бюджета снизилась на 1,6 п. п., что объясняется, главным образом, ростом удельного веса расходов по блоку «Национальная экономика», в частности, на финансирование дорожной инфраструктуры и жилищного строительства. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 3,9%.
Региональный бюджет в 2018-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,4 млрд рублей или 5,7% ННД, который был покрыт за счёт кредитных средств кредитных организаций и бюджетного кредита. Исполнение бюджета в 2021 году, в соответствии с законом об областном бюджете, планируется также с дефицитом в размере 2,8 млрд рублей или 3,3% ННД. Источниками покрытия областного дефицита будут служить остатки средств на счетах бюджета и иные источники.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивалась на умеренном уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 53,3 млрд рублей, что на 13,3% выше, чем на 01.01.2020, долговая нагрузка приросла на 4,9 п. п. и составила 69,5%. По итогам 2021 года ожидается рост долга на 7,2% и снижение долговой нагрузки на 1,8 п. п. за счёт планируемого роста ННД на 9,8%. Долговой портфель по итогам 2020 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 49,3%, банковских кредитов – 31,9%, облигационных займов – 18,8%. По итогам 2021 года ожидается увеличение доли бюджетных кредитов с 49,3% до 63,8% в общем объёме долга и снижение доли банковских кредитов и облигационных займов до 20,5% и 15,8% соответственно. Изменение структуры долга связано с получением регионом в начале августа текущего года долгосрочного бюджетного кредита в размере 11,4 млрд рублей на погашение долговых обязательств по банковским кредитам и облигационным займам. Структура долга на 01.01.2021 имела умеренно низкую концентрацию – доля крупнейшего кредитора, ПАО «Сбербанк России», составляла 31,9%. Поддержку рейтингу оказывает низкая доля краткосрочных обязательств, подлежащих погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2021, которая составляет 6,5% от совокупного долга региона. Для регионального бюджета характерна умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за отчетный год составило 2,7%. В связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле региона по итогам текущего года можно ожидать дальнейшего снижения показателя до 2,1%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объём доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 131,0 млрд рублей, объём расходов – 135,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.06.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.