Рейтинговые действия, 01.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг муниципального образования город Краснодар на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 1 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Краснодар (далее – город, муниципалитет) является административным и экономическим центром Краснодарского края. На долю города приходится более 45 % ВРП региона, треть промышленных предприятий, 70 % производства и распределения энергии, около 45 % оборота розничной торговли. Экономика муниципалитета диверсифицирована. В структуре базовых отраслей экономики наибольший удельный вес занимают торговля и промышленность. В Краснодаре располагается штаб-квартира АО «Тандер», представляющая одну из ведущих розничных сетей в стране «Магнит». Как крупнейший налогоплательщик, «Магнит» является градообразующим предприятием, которое вносит весомый вклад в развитие и благоустройство города. Также в городе развиты пищевая и перерабатывающая промышленность, в том числе выпуск продуктов и табачных изделий, производство транспортных средств и оборудования, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, резиновых и пластмассовых изделий, полиграфия и химическое производство. Основные направления производства: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по оценке города, по результатам 2020 года (далее – отчетный год) составил 1,0 трлн рублей, продемонстрировав снижение к уровню 2019 года почти на 200 млрд рублей. Несмотря на введенные ограничительные мероприятия, карантин в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, основные отрасли экономики города показали хорошие темпы роста. Снижение показателей отмечается в промышленности в результате прекращения деятельности двух предприятий, занятых производством нефтепродуктов, а также в сельском хозяйстве из-за неблагоприятных погодных условий. Влияние пандемии также отразилось и на состоянии рынка занятости – уровень безработицы составил рекордные для города 6,6%. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность официально зарегистрированных безработных граждан превысила 38 тысяч человек, что в 20,8 раз превышает значение этого показателя на начало 2020 года. По итогам отчетного года ожидают снижение показателя.

Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов города: за 2020 год их доля составила 46,0%. В структуре ННД бюджета Краснодара основные поступления сформированы за счет НДФЛ, земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением УСН и налога на имущество физических лиц. Бюджетные назначения по ННД были выполнены на 104,4% и составили 17,6 млрд рублей. Положительную динамику по поступлениям продемонстрировали налог на имущество физических лиц и налог, взимаемый в связи с применением УСН, их прирост составил 23,3% и 8,3% соответственно. Объем зачисленного НДФЛ увеличился на 7,7% без учета единоразового поступления налога от продажи акций в 2019 году. По итогам 2020 года сократились поступления по земельному налогу на 6,5%. Помимо этого, город получил от Краснодарского края компенсацию выпадающих доходов в размере 1 млрд рублей. По состоянию на 01.10.2021 в бюджет города поступило 14,9 млрд рублей, темп роста к аналогичной дате прошлого года –135,8%. Значительный рост был обеспечен увеличением поступлений по НДФЛ (за счет поступления налога по повышенной ставке), УСН (в результате увеличения норматива отчисления и перехода налогоплательщиков с ЕНВД), по налогу на прибыль (в результате увеличения налогооблагаемой базы). По итогам текущего года муниципалитет ожидает поступление ННД в размере 20,4 млрд рублей, что на 15,9% выше результатов отчетного года.

Расходы города в 2020 году выросли на 11,8% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 24,2 млрд рублей (или 64,6% от всех расходов), что выше уровня 2019 года на 19%. Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 19,4% за отчетный год. По состоянию на 01.10.2021 расходы бюджета города были исполнены в размере 28,4 млрд рублей, темп роста к аналогичной дате прошлого года –121,4%. По итогам текущего года объем расходов ожидается в размере 44,9 млрд рублей, что на 20,1% выше результатов отчетного года.

Бюджет города последние два года исполнялся с профицитом, по итогам 2020 года профицит бюджета составил 797,5 млн рублей или 4,5% ННД. По итогам 2021 года муниципалитет планирует исполнение бюджета с дефицитом, который по прогнозам составит 4,8 млрд рублей. Ликвидность муниципалитета поддерживается остатками средств на счетах и открытыми кредитными линиями, но бюджетный дисбаланс, прогнозируемый по итогам 2021 года, обусловит необходимость в дополнительном привлечении заемных средств на погашение дефицита бюджета.

Долговая нагрузка города оценивается на невысоком уровне: по состоянию на 01.01.2021 объем долговых обязательств составил 8,6 млрд рублей, отношение долга к ННД 48,7%. За отчетный год муниципалитет сократил объем обязательств почти на 800 млн рублей, а также провел рефинансирование долгового портфеля путем размещения облигационного выпуска на 1,6 млрд рублей в конце отчетного года. Долговой портфель на 44% состоял из кредитов краевого бюджета и на 37,3% из банковских кредитов, 18,7% формировал пятилетний облигационный заем. Расходы на обслуживание долга по итогам 2020 года составили 1,5% ННД. В мае текущего года был погашен очередной банковский кредит, в конце года планируются выплаты по бюджетному кредиту в размере 1,5 млрд рублей. Основной пик погашения для муниципалитета придется в конце 2022 года, когда будут погашаться два банковских и два краевых кредита, которые в совокупности формируют почти половину долгового портфеля.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 38,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 37,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар был впервые опубликован 23.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.07.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Краснодара принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало муниципальному образованию г. Краснодар дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023