Рейтинговые действия, 27.08.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ненецкого автономного округа на уровне ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 27 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2020 год, по оценке региона, составила 76,2%.

Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2020 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 305,8 млрд рублей или на 7,7% ниже уровня 2019 года в действующих ценах, что связано с ухудшением социально-экономического положения на фоне кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса и снижением добычи нефти. По итогам 2021 года, при благоприятных условиях развития, ожидается рост ВРП до 341,4 млрд рублей. Вместе с тем, в регионе наблюдалось снижение промышленного производства в отчетном году – индекс промышленного производства составил 88,8%. По итогам пяти месяцев 2021 года отрицательная динамика в промышленном производстве округа сохранилась – индекс промышленного производства в январе-мае 2021 года составил 93,9%. Наибольшее снижение в истекшем периоде текущего года наблюдается по таким видам экономической деятельности, как «Добыча полезных ископаемых» – 93,8%, что обусловлено снижением в предоставлении услуг в области добычи полезных ископаемых (56,1%) и «Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» – 96,8%, в связи со снижением производства электроэнергии на 10,5%, в результате проведения политики энергосбережения, переходом на более энергоэффективные и энергосберегающие технологии.

Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения и по значению данного показателя находится на первом месте среди субъектов РФ. По расчетам агентства, он в 2020 году составил 6,9 млн рублей или на 8,2% ниже уровня 2019 года в действующих ценах, что обусловлено снижением ВРП. Высокое значение данного показателя связано с низкой численностью населения. Численность населения на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составила 44,4 тыс. человек. Динамика численности населения в течение последних 3 лет носит положительный характер, увеличившись на 0,9%. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень безработицы и коэффициента демографической нагрузки. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, произошедшее в середине марта 2020 года, введение режима самоизоляции, ограничительных мероприятий (карантина), переход на удаленную работу существенно повлияли на ситуацию на рынке труда региона. Средний уровень безработицы по итогам отчетного года составил 8,8%, что на 0,9 п. п. выше уровня предыдущего года и на 3,0 п. п. выше среднероссийского. По итогам 2021 года регион ожидает снижение безработицы до допандемийного уровня – 7,9%. Коэффициент демографической нагрузки в отчетном году продемонстрировал небольшой рост и составил 0,771 на 01.01.2021. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2020 года оценивается на уровне 84,8 млрд рублей, что на 7,9% ниже, чем в 2019 году в действующих ценах. Снижение показателя обусловлено спадом инвестиционной активности предприятий нефтегазовой отрасли на фоне кризисных явлений, формирующих основной объем инвестиций в экономике округа (более 90%). Кроме того, в отчетном году отмечалось снижение ввода в действие автомобильных дорог с твердым покрытием, торговых предприятий, скважин нефтяных и линий электропередач для электрификации сельского хозяйства. По итогам 2021 года ожидается незначительный рост данного показателя (+2,5% в действующих ценах). Перспективные инвестиционные проекты округа носят долгосрочный характер, поскольку связаны с нефте - и газодобычей и предполагают длительный цикл реализации (строительство комплекса по производству метанола из природного газа на базе Кумжинского и Коровинского газоонденсатных месторождений и обустройство в Лаявожского и Ванейвисского нефтегазоконденсатных месторождений), поэтому основные поступления инвестиций в основной капитал ожидаются после 2027-2028 гг. Несмотря на это, среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за три периода традиционно демонстрировало высокие значения и за 2018-2020 гг. составило 27,6%.

Округ всегда характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности (более 80%), что позитивно отражалось на рейтинговой оценке. По итогам 2020 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета составила 62,7%, что на 20,7 п. п. ниже уровня 2019 года. Такое значительное снижение доли связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией и снижением цен на нефть. По итогам 2021 года ожидается рост доли до 67,7%, но от докризисных значений будет еще значительно отставать. По состоянию на 01.01.2021 доходы бюджета региона снизились на 4,1% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 27,8%, а трансферты продемонстрировали рост в 2,2 раза. Доходная часть бюджета округа подвержена рискам в связи с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – на долю которого приходится 21,8% налоговых доходов регионального бюджета по итогам 2020 года. По состоянию на 01.07.2021 доходы бюджета региона выросли в 1,6 раза по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 17,9%, трансферты в 4,8 раза. Значительный рост трансфертов обусловлен увеличением иных межбюджетных трансфертов в 23 раза, что связано с предоставлением средств из федерального бюджета на строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинк (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в январе-июне 2021 года, составили 3,9 млрд рублей). В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по таким налогам как налог на прибыль организаций (+99,8%) и акцизы (+54,1%). Рост по налогу на прибыль обусловлен более благоприятными макроэкономическими показателями (рост цены на нефть и курса доллара США), а также уплатой налога по разовой сделке в феврале текущего года ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляющим добычу нефти в округе. По акцизам рост связан с увеличением нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты в субъекты РФ. Вместе с тем, по итогам шести месяцев текущего года налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) продемонстрировали снижение к аналогичному периоду предыдущего года на 5,5% и 4,3% соответственно. Снижение поступлений по налогу на имущество организаций связано с уменьшением налоговой базы по налогу за счет амортизации недвижимого имущества организаций, осуществляющих добычу сырой нефти, уплатой задолженности по налогу за 2018-2019 гг. в первом квартале 2020 года. По НДФЛ уменьшение поступлений обусловлено сокращением среднесписочной численности работников и фонда начисленной заработной платы, а также досрочной уплатой налога за декабрь 2020 года в декабре 2020 года. Несмотря на положительные результаты первого полугодия текущего года относительного аналогичного периода предыдущего года, ННД не восстановились до допандемийного уровня (-8,9% к январю-июню 2019 года), в том числе налоговые (-3,2%) и неналоговые (-17,7%) доходы. Ощутимое недопоступление по неналоговым доходам связано с уменьшением доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение». Прогноз поступлений ННД на 2021 год оптимистичен по отношению к 2020 году, ожидается рост на 20,5%, но тем не менее поступления будут ниже уровня 2018-2019 гг. на 16,7% и 13,1% соответственно.

Расходы региона в 2020 году выросли на 3,1% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 11,1 млрд рублей, что ниже уровня 2019 года на 5,2%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 22,5%. За январь-июнь 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 34,2% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 5,9 млрд рублей, что на 4,3% выше шести месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах окружного бюджета показал снижение на 12,5 п. п. Падение доли социального блока связано со значительным ростом доли расходов по национальной экономике – на 18,7 п. п., что обусловлено увеличением данных расходов в 2,4 раза в связи со строительством автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинк. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 15,2%, в том числе по капитальным затратам в 1,5 раза.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом 1,5 млрд рублей или 10,7% ННД. Основными источниками покрытия сложившегося дефицита стали остатки средств на счетах и бюджетный кредит, привлеченный в конце года на полугодовой срок. Несмотря на бюджетный дисбаланс, профиль финансовой устойчивости региона оценивается довольно высоко, покрытие образовавшегося разрыва не оказало существенного влияния кредитоспособности региона. По итогам 2021 года прогнозируется исполнение бюджета также с дефицитом в 2,5 млрд рублей или 15,3% ННД. В качестве основных источников финансирования дефицита определены кредиты кредитных организаций, а также изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов. Требования Бюджетного кодекса РФ о предельном размере дефицита соблюдены с учетом использования в качестве источника суммы изменения остатков на счетах по учету средств бюджета.

Агентство позитивно оценивает эффективную долговую политику, проводимую регионом. По состоянию на 01.01.2021 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств составил 2,3 млрд рублей, что в 1,4 раза выше, чем на 01.01.2020, долговая нагрузка сложилась на уровне 16,7% ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован на 52,2% из облигационного займа и на 47,8% из бюджетного кредита, привлеченного в конце 2020 года в размере 1,1 млрд рублей, который был погашен 1 июля текущего года. В течение двух допандемийных лет (2018-2019 гг.) портфель долга региона состоял только из облигационных займов. По итогам 2021 года прогнозируется рост долга почти в 2 раза до 4,3 млрд рублей, долговая нагрузка составит 26,0% ННД. Небольшой объем долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2020 году составило 0,9% ННД. Регион имеет открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 21,9 млрд рублей, объем расходов – 23,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.03.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023