Рейтинговые действия, 02.04.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Омской области на уровне ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 2 апреля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Омская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – восьмой по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой приходится около 69% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. На территории области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 775,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,2% ниже уровня 2019 года. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП на 2,7% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 99,3%. В структуре промышленного производства определяющее влияние на формирование динамики индекса оказали такие отрасли как обрабатывающие производства (снижение на 0,4%) и обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха (снижение на 4,7%), формирующие в совокупности 97,2% добавленной стоимости промышленности. По обрабатывающим производствам снижение обусловлено сокращением объемов производства нефтепродуктов на 2,9% к уровню 2019 года, по обеспечению электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха в связи с сокращением производства пара и горячей воды (занимает более 60,0% в стоимости продукции отрасли) на 5,7% из-за роста среднегодовой температуры воздуха в почти в 2 раза в сравнении с предшествующим годом (+5,1℃ и +2,6℃ соответственно 2020 и 2019 годы).

По итогам 2020 года, ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 403,1 тыс. рублей, что на 0,9% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2021 численность населения региона, по предварительным данным, составила 1904,3 тыс. человек. За последние 5 лет численность сократилась более чем на 60 тыс. человек. Основными причинами снижения остаются естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021, по предварительным данным, составил 0,818. Среднегодовой уровень безработицы на фоне коронакризиса вырос на 2,5 п. п. по сравнению с 2019 годом и составил 8,9%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 179,2 млрд рублей, что в почти в 1,7 раза больше, чем в 2019 году. Такой рост обусловлен завершением реализация ряда проектов в области промышленности, сельского хозяйства, в топливно-энергетическом комплексе. Тем не менее, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года все еще остается на низком уровне и составляет порядка 15,9%. На территории области сформированы кластеры, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов: Агробиотехнологический, Нефтехимический, Лесопромышленный, Высокотехнологичных компонентов и систем. Кроме того, в 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации создана на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области особая экономическая зона промышленно-производственного типа.

Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета по итогам 2020 года сократилась на 8,7 п. п. по сравнению с 2019 годом и составила 58,9%, что связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку областного бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 35,6%, акцизы – 26,6%, налог на прибыль организаций – 23,4%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,8% в налоговых доходах. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 20,3% по сравнению с 2019 годом, в том числе по ННД на 4,8%, по трансфертам в 1,5 раза. Положительную динамику по ННД поддерживали поступления по НДФЛ (+14,0%) и акцизам (+11,8%). По остальным бюджетообразующим налогам наблюдается падение относительно 2019 года, а именно по налогу на прибыль организаций (-4,5%), налогу на имущество организаций (-4,4%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-6,6%), что обусловлено ухудшением общей экономической ситуации в связи с введением вынужденных ограничительных мер, а также установлением федеральных и региональных экономических мер поддержки отдельных отраслей предпринимательского сообщества, особо пострадавших в связи с распространением COVID-19. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,3 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,9 раза).

Расходы региона в 2020 году выросли на 23,5% по сравнению с 2019 годом. Увеличение объема расходов областного бюджета обусловлено ростом расходов на оплату труда, увеличением социальной поддержки граждан, направлением средств на реализацию мероприятий, связанных с принятием неотложных мер по предупреждению распространения на территории области COVID-19, включая выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, ростом расходов на реализацию на территории региона национальных проектов (в 2020 году на реализацию региональных проектов направлено 15,2 млрд рублей, что на 55,7% выше уровня 2019 года). В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 83,3 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 29,5%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост на 3,3 п. п. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов на здравоохранение (в 1,8 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,7 п. п. Значительное снижение наблюдается по образованию и ЖКХ, их удельный вес сократился на 2,3 п. п. и 2,2 п. п. соответственно.

В 2018-2019 гг., в результате получения в конце года из федерального бюджета нецелевых межбюджетных трансфертов и перевыполнения плана по ННД, с учетом фактического исполнения расходов, бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет исполнен с дефицитом 1,8 млрд рублей или 2,6% ННД. Источниками финансирования дефицита областного бюджета являлись облигационные займы и полугодовой бюджетный кредит, полученный регионом в конце года в размере 5,7 млрд рублей. По итогам 2021 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 7,6 млрд рублей или 10,2% ННД. Дефицит регион планирует покрыть за счет облигационных займов и банковских кредитов.

Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 64,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 44,0 млрд рублей. По итогам 2021 года долг региона ожидается в размере 50,7 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 68,0%. Основной причиной увеличения долга в 2021 году является финансирование дефицита областного бюджета. Долговой портфель по итогам 2020 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 48,4%, банковских кредитов (от ПАО «Сбербанк») – 32,3%, облигационных займов – 19,3%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало в 2020 году умеренно низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,9%, что нам 0,2 п. п. ниже, чем в 2019 году. График погашения обязательств умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 01.01.2021 погашению подлежит 22,8% совокупного долга.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 115,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 116,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.10.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023