Москва, 23 октября 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Республика Бурятия (далее – регион, республика) входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Площадь территории республики составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, а также обрабатывающие производства. Наибольший вес в составе обрабатывающих производств приходится на производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий.
Социально-экономическое положение республики оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2019 год, по оценке региона, составил 239,2 млрд рублей, что на 1,9% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. По итогам 2020 года на фоне коронакризиса ожидается снижение темпов роста ВРП до 4,8% в сопоставимых ценах, при этом объем ВРП достигнет уровня 2019 года и составит 239,5 млрд рублей. Показатели благосостояния региона находятся на невысоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 243,0 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 9,2%. В результате развития кризисных явлений в 2020 году ожидается рост уровня безработицы до 10,8%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 985,9 тыс. человек. За последние 5 лет численность выросла почти на 8 тыс. человек. Основными причинами, повлиявшим на сдерживание оттока населения и увеличение рождаемости, являются меры социальной поддержки, предусмотренные для Дальнего Востока и ставшие доступными после вхождения региона в Дальневосточный федеральный округ. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,795, продемонстрировав незначительное снижение по сравнению с 01.01.2019 (на 01.01.2019 коэффициент демографической нагрузки составил 0,825), но все еще остается на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 50,7 млрд рублей, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2018 году в сопоставимых ценах, в связи с завершением в 2019 году ряда крупных инфраструктурных проектов в транспортном секторе, связи и энергетике. Тем не менее, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 16,8%. По итогам 2020 года прогнозируется снижение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в сопоставимых ценах в результате переноса реализации инвестиционных проектов на более поздние сроки на фоне кризисных явлений, при этом в абсолютном выражении прогнозируется, что они достигнут 53,4 млрд рублей. На территории республики действуют промышленные площадки, особая экономическая зона, территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Регион характеризуется невысокой собственной бюджетной обеспеченностью. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 39,5%. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 5,4 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. Региону оказывается поддержка со стороны вышестоящего бюджета, при этом на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2019 году было направлено 90,7% всех дотаций, которые составили половину поступивших трансфертов. В структуре налоговых доходов преобладающее место в 2019 году занимали налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, на долю которых пришлось 37,4% и 29,3% соответственно. По итогам 2020 года в структуре налоговых доходов существенных изменений не ожидается, но на фоне негативных последствий кризисных явлений ожидается снижение доли налога на прибыль организаций до 23,1%, по НДФЛ рост доли до 40,2%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,3% в налоговых доходах. За девять месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 29,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по трансфертам в 1,6 раза, а вот по ННД снизились на 0,9%. В структуре налоговых доходов снижение наблюдается по налогу на прибыль организаций (-15,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-0,4%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено недопоступлением от организаций добывающей промышленности на фоне сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекцией. По остальным бюджетообразующим налогам наблюдается положительная динамика. В структуре безвозмездных поступлений по итогам января-сентября текущего года наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,9 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,6 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Несмотря на экономические и социальные последствия кризиса, регион ожидает в 2020 году увеличение доходов бюджета почти на 15,1%, что связано с прогнозируемым ростом поступлений по трансфертам на 25,6%. По ННД ожидается снижение в районе 1,0%, из-за недопоступления в республиканский бюджет на фоне экономической ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса.
Расходы региона в январе-сентябре 2020 года выросли на 32,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение девяти месяцев 2020 года было направлено 41,5 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 41,1%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал рост на 4,2 п.п. В структуре расходов по итогам девяти месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) и социальной политике (в 1,5 раза) в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,2 п.п. и 4,1 п.п. соответственно. По оценке региона, расходы республиканского бюджета в 2020 году увеличатся почти на 19,0% по сравнению с 2019 годом и составят 85,0 млрд рублей на фоне дополнительных расходов на борьбу с COVID-19, а также роста расходов на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет и в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Гибкость расходов регионального бюджета оценивается положительно: доля капитальных вложений в расходах по итогам 2019 года составила 17,5%. В 2020 году ожидается снижение доли на 2,8 п.п., что связано с опережающим ростом расходов (+19,0%) по сравнению с капитальными вложениями (капитальные вложения прогнозируются на уровне 2019 года).
Сбалансированность бюджета республики в 2019 году оценивается агентством позитивно. Исполнение бюджета было практически бездефицитным (-0,1% ННД), как и годом ранее. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 3,2 млрд рублей или 10,9% ННД. Покрытие дефицита планируется за счет заемных средств и остатков средств на счетах.
Долговой профиль региона отличается низким уровнем долговой нагрузки. По состоянию на отчетную дату отношение долга к ННД за 2019 год составило 43,3%. Структура долговых обязательств была преимущественно представлена банковскими кредитами – 80,1% от совокупного долга. На бюджетные кредиты от Минфина РФ и государственные гарантии приходилось 18,1% и 1,8% долга соответственно. В течение 2020 года планируется рост государственного долга на 22,4% до 15,0 млрд рублей в связи с необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета. Расходы региона на обслуживание долга в 2019 году составили 1,8% ННД, в 2020 году существенного роста по данным расходам не ожидается. Регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках и к казначейским кредитам, которые покрывают внутригодовые кассовые разрывы.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 71,4 млрд рублей, объем расходов – 71,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.04.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.