Москва, 20 октября 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Калининградской области до уровня ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruВВВ+ со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено положительной динамикой бюджетных показателей в последние годы, эффективным управлением долговым портфелем, устойчивостью долговой нагрузки и ликвидности, а также сохранением на фоне коронакризиса стабильного и комфортного уровня бюджетных и долговых метрик.
Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2019 год, по оценке, составила около 23%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых, а также сфера услуг для иностранцев из соседних регионов.
Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 491,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах превысило более, чем на 3,0% уровень 2018 года. По итогам 2020 года на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, прогнозируется снижение ВРП на 4,1% в сопоставимых ценах по сравнению с 2019 годом. В 2021-2023 годах ожидается стабилизация ситуации в экономике региона и выход на траекторию роста (рост ВРП по базовому сценарию прогноза от 2,6% до 3,2%, по целевому – до 5%). Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 488,0 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,4%. В результате коронакризиса в 2020 году ожидается рост уровня безработицы до 5,4 – 5,6%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокая динамика роста численности населения, умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки и уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 1012,5 тыс. человек. За последние 5 лет численность увеличилась почти на 30 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,782. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 80,7 млрд рублей, что в почти на 50,0 млрд рублей ниже уровня 2018 года. Снижение показателя связано с эффектом «высокой базы» 2018 года, обусловленной подготовкой (создание инфраструктурных проектов, реконструкция аэропорта «Храброво», Маяковской и Талаховской ТЭС) и проведением Чемпионата мира по футболу FIFA. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 22,4%. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета по итогам 2019 года составила 67,7%, что на 2,7 п.п. выше уровня 2018 года. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2019 году объем указанных трансфертов составил 56,7 млрд рублей или около 48,5% совокупных доходов региона. В 2020 году ожидается снижение доли ННД примерно на 0,7 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку областного бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2019 года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 35,2%, налог на прибыль организаций – 26,1%, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 12,9%. По итогам 2020 года существенных изменений в структуре налоговых доходов не ожидается. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,4% в налоговых доходах. За семь месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 16,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе ННД на 1,7%, трансферты в 1,7 раза. Положительную динамику по ННД поддерживают поступления по налогу на прибыль организаций (+7,3%), НДФЛ (+3,3%) и акцизам (+15,9%). Высокая динамика по налогу на прибыль организаций сложилась в связи с перечислением одним из крупнейших налогоплательщиков региона более 1 млрд рублей налогов в бюджет в мае текущего года. На рост поступлений НДФЛ повлияло увеличение поступлений от дивидендов и иных, не связанных с трудовой деятельностью, доходов, а также установление минимального размера оплаты труда в рамках трехстороннего соглашения. Увеличение поступлений по акцизам на нефтепродукты связано с введением дополнительных нормативов, в соответствии с федеральным законодательством. По остальным бюджетообразующим налогам наблюдается падение относительно января-июля 2019 года, а именно по налогу на имущество организаций (-3,0%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-9,4%), что обусловлено ухудшением экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и переносом сроков уплаты налогов. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,0 раза) и дотациям (в 1,8 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Несмотря на негативные экономические и социальные последствия кризиса, регион прогнозирует в 2020 году увеличение доходов бюджета почти на 9,1%, в том числе увеличение трансфертов на 11,5%, ННД на 5,0%.
Расходы региона в январе-июле 2020 года выросли на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение семи месяцев 2020 года было направлено 22,1 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 32,2%. В структуре расходов по итогам семи месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,9 раза) в январе-июле 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 4,2 п.п. Значительное снижение наблюдается по образованию, его удельный вес сократился на 2,9 п.п. По оценке региона, расходы областного бюджета в 2020 году увеличатся почти на 17,9% по сравнению с 2019 годом и составят 70,3 млрд рублей (с учетом элиминирования трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны), что связано с финансовым обеспечением мероприятий по предотвращению влияния кризисных явлений на развитие отраслей экономики, профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции.
В 2018-2019 годах бюджет региона исполнялся с профицитом. В 2019 году профицит составил 490,9 млн рублей или 1,2% ННД. В 2020 году ожидается дефицитное исполнение бюджета в размере 4,6 млрд рублей или 10,5% ННД, в связи с превышением темпов прироста расходов над темпами прироста доходов областного бюджета. Источниками финансирования дефицита регионального бюджета будут остатки средств на счетах, а также кредитные средства кредитных организаций.
Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. В течение 2019 года объем государственного долга практически не изменился, а отношение долга к ННД на 01.01.2020 составило 53,4%. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 23,5 млрд рублей, долговая нагрузка оценивается на 1,5 п.п. выше уровня 2019 года. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование дефицита областного бюджета. Долговой портфель на начало 2020 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 49,3%, банковских кредитов – 27,6%, облигационных займов – 12,4%, государственных гарантий – 10,7%. В течение текущего года существенных изменений в структуре долгового портфеля не предвидится. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются банковские кредиты. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2020 составило 0,7%. Учитывая устойчивый профиль кредитоспособности региона, предстоящие изменения в долговом профиле не несут в себе существенных рисков, способных оказать влияние на уровень рейтинга. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 116,9 млрд рублей, объем расходов – 116,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.04.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.