Москва, 5 ноября 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу - негативный.
Республика Саха (Якутия) (далее - республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России, отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет около половины ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности, золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 1,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5% выше уровня 2018 года. По итогам 2020 года на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, прогнозируется снижение ВРП до 2,8% в сопоставимых ценах по сравнению с 2019 годом. Кроме того, в январе-августе 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (индекс промышленного производства в январе-августе 2020 года составил 89,0% к соответствующему периоду предыдущего года). Снижение обусловлено сокращением добычи алмазов на 46,2% и добычи угля на 7,7%. Реализация алмазов в 2020 году оценивается регионом со снижением около 30% к 2019 году. Добыча угля сократилась из-за ограничений пропуска через пограничные пункты экспорта продукции (согласовано всего 11,3% от заявленных объемов) и с завершением добычи на участке «ОГР Верхнеталуминский». По итогам 2020 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 98,7%.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2019 года, по оценке, составил 1,2 млн рублей. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокая положительная динамика роста численности населения, умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки и среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2020 численность населения региона составила 972,0 тыс. человек. За последние 5 лет численность увеличилась почти на 10 тыс. человек. Республика входит в число немногих регионов страны, где сохраняется естественный прирост населения. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,735. Среднегодовой уровень безработицы в 2019 году сохранился на уровне 2018 года – 6,9%. В результате коронакризиса в 2020 году ожидается рост уровня безработицы до 8,0%. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года, который составил порядка 34,3%. В абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2019 году показали снижение на 5,9% в действующих ценах. Снижение обусловлено завершением инвестиционной фазы и запуском в конце 2018 года Верхне-Мунского месторождения АК АЛРОСА (ПАО), а также не выполнением заявленных планов компаний ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ООО УК «Колмар», ООО «Эльгауголь» (план в рамках РИП) и других. По итогам 2020 года, в связи с корректировкой инвестиционных планов крупных хозяйствующих субъектов и значительным снижением инвестиционная активность малого и среднего бизнеса на фоне кризисных явлений, ожидается снижение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) более чем на треть.
Бюджетная обеспеченность республики по итогам отчетного года оценивается на невысоком уровне. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 60,1%. В 2020 году ожидается снижение доли ННД примерно на 5,5 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 7,5%. Наибольшее снижение в структуре ННД прогнозируется по налогу на прибыль организаций (-5,2%), налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (-6,7%) и неналоговым доходам (-45,0%). В структуре неналоговых доходов ожидается значительное снижение по дивидендам (-55,1%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций ожидается от крупных и средних предприятий, что обусловлено замедлением темпов роста мировой экономики, оказывающее влияние на экономику экспортно-ориентированных предприятий, осуществляющих деятельность на территории региона. По НДПИ снижение связано с прогнозируемым уменьшением объема добычи алмазов и прейскурантных цен. Сокращение объема дивидендов обусловлено ухудшением финансовых результатов алмазодобывающих компаний, в связи со сложной ситуацией на мировом алмазно-бриллиантовом рынке на фоне избыточного уровня запасов в гранильном секторе и ювелирном ритейле. Агентство сохраняет негативный прогноз по рейтингу, так как ожидаемое сокращение объема налоговых поступлений на фоне кризисных явлений может оказать давление на бюджет региона по итогам года.
За восемь месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе ННД на 4,0%, трансферты на 45,4%. Положительную динамику по ННД поддерживают поступления по налогу на прибыль организаций (+20,8%), налогу на имущество организаций (+43,4%) и акцизам (+34,9%). Высокая динамика по налогу на прибыль организаций сложилась в связи с «разовыми» поступлениями от участника КГН отрасли нефтедобычи в связи с возникновением положительных курсовых разниц по валютным депозитам в результате резкого ослабления курса рубля в I квартале 2020 года. На рост поступлений по налогу на имущество организаций повлияло увеличение налоговой базы по объектам газовой инфраструктуры. Увеличение поступлений по акцизам на нефтепродукты связано с введением дополнительных нормативов в соответствии с федеральным законодательством, а также с увеличением ставок акцизов на дизельное топливо, автомобильный бензин, прямогонный бензин и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в среднем на 4,2%. Значительное снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по НДПИ (-39,3%) и неналоговым доходам (-28,0%). По НДПИ падение поступлений связано со снижение объема добычи алмазного сырья на фоне неопределенности ситуации на мировых рынках и в связи со значительным накоплением запасов, а также со снижением цен на природные алмазы по новым прейскурантам, которые вступили в силу с 22 октября 2019 года и с 18 июля 2020 года (цены снижены по всем категориям на 9-12% и 20% соответственно). В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 3,4 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,5 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 1,8%, что обусловлено ожидаемым ростом трансфертов на 15,8%. Риски доходной части бюджета республики, по-прежнему, связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика, на долю которого приходится 22,6% налоговых поступлений, а на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2019 году приходилось 59,2% налоговых доходов бюджета республики.
Расходы региона в январе-августе 2020 года выросли на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение восьми месяцев 2020 года было направлено 78,7 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 20,9%. В структуре расходов по итогам восьми месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,8 раза) в январе-августе 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,7 п.п. Значительное снижение наблюдается по расходам на национальную экономику, ее удельный вес сократился на 1,7 п.п. По оценке региона, расходы республиканского бюджета в 2020 году увеличатся почти на 4,2% по сравнению с 2019 годом и составят 231,2 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2019 году составила 12,5%, по итогам 2020 года ожидается рост доли на 3,4 п.п.
Сбалансированность бюджета республики по результатам 2019 года оценивается агентством позитивно. Бюджет был исполнен с небольшим дефицитом – 1,4% ННД. В 2020 году ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 7,2 млрд рублей или 5,9% ННД. Покрытие дефицита прогнозируется за счет облигационных займов, кредитных средств кредитных организаций, остатков средств на счетах.
По состоянию на 01.01.2020 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки – 37,2% ННД. Объем государственного долга региона составлял 49,2 млрд рублей, в структуре которого наибольшую долю занимали облигационные займы – 67,4% от совокупного долга. Наряду с этим существенная доля приходилась на государственные гарантии в размере 23,1%. Бюджетные кредиты от Минфина РФ и кредиты коммерческих банков формировали 3,6% и 5,9% долга соответственно. По итогам 2020 года существенных изменений в структуре долга не ожидается, прогнозируется рост долга на 7,4% до 52,8 млрд рублей в связи с необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета. Расходы на обслуживание государственного долга в 2019 году составили 2,4% ННД, в 2020 году могут достигнуть 2,6% ННД. Это обусловлено ростом рыночных заимствований в целях покрытия дефицита бюджета, а также замещения бюджетных кредитов ввиду того, что регион не участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов. По оценке агентства, в течение ближайших 12 месяцев от 01.07.2020 к погашению подлежит 11,9% долга региона (короткий долг). Регион имеет доступ к казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 220,0 млрд рублей, объем расходов – 221,9 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.05.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.