Рейтинговые действия, 14.05.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Краснодарского края на уровне ruАА- и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 14 мая 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу изменен с позитивного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено высокой неопределенностью на фоне развития пандемии коронавируса, и как следствие, возможным ухудшением показателей устойчивости региона при негативном сценарии развития экономики.

Краснодарский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная (18,7% в структуре ВРП), транспортировка и хранение (15,8%), обрабатывающие производства (12,8%) и сельское хозяйство (11,0%). Особый статус региона в экономике страны определяют: агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2019 года оценивается на уровне 2,4 трлн рублей, что на 0,6% выше уровня 2018 года, в сопоставимых ценах. По данному показателю регион занимает 7 место среди субъектов РФ. Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 427 тыс. рублей, уровень безработицы составил 4,8%, что на 0,4 п.п. ниже, чем в 2018 году и на 0,2 п.п. выше среднероссийского. Край один из немногих регионов страны, где наблюдается рост численности населения, за последние 5 лет численность выросла более чем на 200 тыс. человек и на 01.01.2020 года, по оценке, составила 5,7 млн человек – третье место после г. Москвы и Московской области. Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 года, по оценке, составил 0,829, что выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств за 2019 год продемонстрировал снижение более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом и составил, по оценке, 365,4 млрд рублей. Снижение обусловлено завершением реализации крупных проектов и отказа некоторых инвесторов от реализации проектов из-за отсутствия резервов свободных мощностей. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств к ВРП за последние три года составило порядка 17,0%.

Агентство отмечает низкую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 83,4%. Основную долю в налоговых поступлениях составляет налог на прибыль – 28,1%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 32,4%, налог на имущество организаций – 16,3%, акцизы – 11,9%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,5% в налоговых доходах. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 16,2% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 15,5%, а трансферты из федерального бюджета на 18,7%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль организаций (+18,1%), НДФЛ (+30,9%), акцизам (+22,1%). Рост поступлений по налогу на прибыль произошел в результате высоких поступлений от организаций транспорта, в частности трубопроводного транспорта, портовых и стивидорных компаний и платежа, носящего единовременный характер. Поступления по НДФЛ выросли за счет увеличения среднемесячной заработной платы в организациях края и крупных единоразовых платежей, рост акцизов обусловлен увеличением объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (+60,8%) и по иным межбюджетным трансфертам (+54,7%).  Рост по субсидиям обусловлен увеличением поступлений на реализацию региональных программ развития агропромышленного комплекса, на поддержку государственных программ субъектов РФ формирования современной городской среды, а также перечислением средств на модернизацию инфраструктуры общего образования и новое строительство или реконструкцию детских больниц (корпусов). По иным межбюджетным трансфертам – на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Расходы краевого бюджета в 2019 году выросли на 11,7% по сравнению с 2018 годом. Доля капитальных вложений в расходах составила 9,1% за 2019 год и снизилась по сравнению с 2018 годом на 2,2 п.п. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 70,7% или 186,0 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 20,3%, на общегосударственные вопросы - 2,6%, другие расходы – 6,4%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: национальная экономика (+24,3%), ЖКХ (+15,4%), здравоохранение (+18,6%), образование (+10,6%).

Последние четыре года, бюджет региона исполняется с профицитом, по итогам 2019 года профицит составил 28,5 млрд рублей или 11,7% от ННД. Параметры бюджета на 2020 год сформированы с дефицитом в размере 18,9 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Агентство положительно оценивает снижение долговой нагрузки на бюджет региона. По состоянию на 01.01.2020 года долг региона составил 99,5 млрд рублей, отношение долга к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 41,0%. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 104,8 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 43,1%, что на 2,1 п.п. выше уровня 2019 года. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. В регионе отмечается поступательное снижение стоимости фондирования: расходы региона на обслуживание долга снизились с 4,4 млрд рублей в 2018 году до 3,6 млрд рублей в 2019 году или на 17,5%. Отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 1,5%. Долговой портфель на 01.01.2020 года сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 59,1%, облигационных займов – 30,1%, банковских кредитов – 5,0%, государственных гарантий – 5,2%. Структура государственного долга включает среднесрочные и долгосрочные обязательства, что способствует снижению рисков рефинансирования. В 2019 году новые заимствования осуществлялись только в целях частичного рефинансирования погашаемых заимствований прошлых лет. В целях удлинения сроков и оптимизации стоимости заимствований в 2019 году был размещен новый выпуск облигаций на сумму 10 млрд рублей со сроком на 7 лет. Регион характеризуется высокими показателями ликвидности, которая поддерживается остатками денежных средств на счетах и банковских депозитах, а также доступом к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 250,9 млрд рублей, объем расходов – 235,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023