Рейтинговые действия, 16.03.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ненецкого автономного округа на уровне ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 марта 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruA+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) входит в состав Архангельской области, при этом является отдельным субъектом Российской Федерации, расположенным в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а сам округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона имеют низкую степень выработанности на текущем этапе. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2019 год по оценке региона составила 75,4%. Зависимость от ситуации на рынке углеводородов повышает риски доходной части бюджета округа, оказывая влияние на финансовое положение региона. Помимо нефтедобычи к крупнейшим отраслям промышленности округа можно отнести топливную промышленность и электроэнергетику, также среди ведущих отраслей региона – строительство, транспорт и связь, а также операции с недвижимым имуществом. Округ характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по оценке региона, составил 316,7 млрд руб., а прирост ВРП в сопоставимых ценах за 2019 год (далее – отчетный год) – 1,7%.

Инвестиционную привлекательность региона ограничивают сложные природно-климатические и геологические особенности местности, что отражается как на формировании транспортной инфраструктуры округа, развитие которой стало активно разворачиваться только в конце 2000-х годов, так и на уровне изученности и освоении сырьевых запасов. Ключевым направлением для привлечения инвестиций в регионе выступает нефтегазодобывающий сектор, стимулирование которого в определенной мере происходило за счет налоговых преференций недропользователям в отношении трудноизвлекаемой нефти. Потенциальная нефтегазоносность региона оценивается на уровне 30 млн тонн в год, что несет в себе перспективы для реализации новых нефтегазовых проектов, в том числе по ПНГ (попутный нефтяной газ), с участием зарубежных компаний, таких, как Total (Франция), Statoil (Норвегия), PetroVietnam (Вьетнам). Развитие нефтегазодобывающего сектора позволило региону улучшить инвестиционный климат, что способствовало росту строительства и сокращению оттока населения, наблюдавшегося в 1990-х годах. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2019 года по оценке региона составил около 97 млрд руб., в 2020 году ожидается прирост в размере 7,4%. В последние 3 года (2017-2019 гг.) указанные инвестиции формировали около трети ВРП или в среднем 32,2%. 

Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Динамика численности населения в течение последних 5 лет носит положительный характер – годовой темп прироста населения в среднем составил около 0,35 п. п., а по состоянию на 01.01.2020 численность населения по оценке региона достигала 44,1 тыс. чел. Ситуация на рынке труда отличается умеренно высоким уровнем безработицы, составившим по оценке региона на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) около 7,7% (по МОТ). Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 87 тыс. руб., что на 5% выше, чем в 2018 году. Демографическая нагрузка в округе превышает среднее значение по РФ и находится на высоком уровне – 0,814 на отчетную дату по оценке региона.

Ненецкий автономный округ характеризуется стабильно высоким уровнем бюджетной обеспеченности. По итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета округа составила 83,3%. В отчетном году бюджет региона был исполнен с профицитом в сумме 166,3 млн руб. или 0,87% ННД, хотя изначально планировался дефицит в размере 7,7%. Сбалансированное исполнение бюджета округа было обусловлено, в частности, недоосвоением бюджетных средств главными распорядителями, в связи с чем объем фактических расходов бюджета оказался ниже запланированного на 6,3%. Одной из особенностей бюджета региона в отчетном году стал приток трансфертов в сумме, превышающей сумму 2018 года более, чем в 2 раза. В составе трансфертов преобладали иные межбюджетные трансферты, продемонстрировавшие двукратное увеличение к уровню 2018 года, на втором месте – субсидии, увеличение которых было более, чем в 3 раза. Основные направления по трансфертам заключались в финансовом обеспечении дорожной деятельности в округе, государственной поддержке МСП и стимулировании жилищного строительства.

В структуре налоговых поступлений округа по итогам отчетного года преобладающее место сохранили за собой налоги на прибыль и имущество организаций, на которые пришлось 31,6% и 52,8% соответственно, а также налог на доходы физических лиц (12,6%). Риски доходной части бюджета округа, по-прежнему, связаны с очень высокой зависимостью от консолидированной группы налогоплательщиков – на долю 10 крупнейших в отчетном году приходилось 81,7% налоговых доходов бюджета, а наибольшая доля в размере 20,5% на ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", которое представляет собой дочернюю структуру ПАО «Лукойл» и работает как на территории Ненецкого автономного округа, так и на территории Республики Коми, осуществляя геологоразведку и добычу нефти и газа.

Регион обладает низким уровнем долговой нагрузки – отношение долга к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 10,7%, а совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 2 млрд руб. и учитывают косвенную долговую нагрузку по предприятиям с участием региона в капитале (доля не менее 10%). В структуре совокупных долговых обязательств на 01.01.2020 около 78% долга приходилось на облигационный заем, объем долга по которому сократился в отчетном году на 20% в ходе его амортизации. В 2020 году ожидается увеличение долга региона на сумму до 3,3 млрд руб. в рамках привлечения кредитов коммерческих банков для финансирования дефицита окружного бюджета и частичного покрытия имеющегося долга. Однако, учитывая устойчивый профиль кредитоспособности региона, предстоящие изменения в части долга не несут в себе существенных рисков, способных оказать влияние на уровень рейтинга. Помимо этого, будет вновь произведена амортизация долга по облигационному займу на сумму 400 млн руб. (во втором и четвертом кварталах).

Ликвидность бюджета округа находится на умеренно высоком уровне. По оценке агентства, в течение 2020 года к погашению приходится 25% долга региона, а в случае привлечения банковских кредитов к середине этого года доля короткого долга может превысить, по оценке агентства, 35% ввиду необходимости погашения кредитов коммерческих банков согласно программе заимствований округа. Низкий уровень долговой нагрузки региона предполагает соответствующие расходы на обслуживание государственного долга, которые в отчетном году составили 0,78% ННД, в 2020 году их размер по прогнозам повысится до 1,7%. Высокая бюджетная обеспеченность округа, которая позволяет ему поддерживать необходимый уровень остатков денежных средств на счетах, а также доступ к банковскому кредитованию и бюджетным кредитам на пополнение остатков денежных средств на счетах (лимит до 1,3 млрд руб.), свидетельствуют о достаточности имеющихся ликвидных инструментов для покрытия краткосрочных обязательств и возникающих кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 22,8 млрд руб., объем расходов – 22,7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.09.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023