Рейтинговые действия, 03.03.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA

Москва, 3 марта 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и занимает второе место среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность. Экономика региона высокодиверсифицирована: в 2018 году согласно оценке региона в структуре ВРП добыча полезных ископаемых занимала 27,1%, обрабатывающие производства – 18,0%, оптовая и розничная торговля – 12,7%. Субъект характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по оценке региона, составил 2,6 трлн руб., а прирост ВРП в действующих ценах за 2019 год (далее – отчетный год) – около 5,6%.

Республика отличается значительным инвестиционным потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, представленной современными индустриальными парками, технопарками и бизнес-инкубаторами. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов, в том числе в области нефтехимии и автомобилестроения. Прирост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) республики по итогам 2019 года по предварительным сведениям региона составил 5,6% в действующих ценах, а прирост в 2020 году ожидается в размере 7,9%. Отношение этого показателя к ВРП в сумме за 2017-2019 гг. в среднем составило 25,4%.

Социально-экономическое положение региона оценивается агентством умеренно позитивно. ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по расчетам агентства согласно предварительным сведениям региона, составил 660 тыс. руб., а увеличение показателя составило около 5,6% в действующих ценах. Ситуация на рынке труда отличается низким уровнем безработицы, составившим по оценке региона на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) около 3,3% (по МОТ). Рейтинговую оценку ограничивает демографическая ситуация: коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,835, что превышает среднее значение по РФ. Динамика численности населения в течение последних 5 лет носит положительный характер – годовой темп прироста в среднем составил около 0,25 п. п., а численность населения по оценке республики по состоянию на 01.01.2020 достигла 3 904 тыс. чел.

Республика характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности и дисциплиной исполнения бюджета. По итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 86,5%. В 2019 году бюджет региона был исполнен с профицитом в сумме 13,7 млрд руб., что составило 5,5% ННД. Параметры бюджета республики на 2020 год предполагают исполнение с дефицитом в размере 1,3% ННД. В структуре налоговых поступлений республики по итогам отчетного года преобладающее место сохраняют за собой налог на прибыль организаций (38,5%), налог на доходы физических лиц (19,3%), акцизы (11,9%) и налог на имущество организаций (8,5%). Риски доходной части бюджета республики, по-прежнему, связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика ПАО «Татнефть», при этом на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в отчетном году приходилось 39,2% налоговых доходов бюджета республики.

По итогам отчетного года доходы бюджета региона увеличились на 3,3% к уровню 2018 года. Наибольший прирост показали ННД, которые увеличились на 6,1%, в частности, налог на прибыль организаций – на 7,1%, НДФЛ – на 5,8%, а также акцизы

– на 9,4%. Объем трансфертов из других бюджетов в отчетном году сократился на 13%, что, в том числе, было обусловлено меньшим, чем в 2018 году, объемом иных межбюджетных трансфертов, направленных на подготовку к мировому чемпионату «WorldSkills Russia – 2019», а также на развитие дорожной деятельности и инфраструктуры индустриальных парков и промышленных технопарков в республике. Кроме того, в 2019 году на 83% сократился объем дотаций, что в некоторой степени было связано с высокой базой 2018 года, когда республика получила дополнительную поддержку по обеспечению сбалансированности бюджета в размере 4 млрд руб. Расходы бюджета региона в отчетном году практически не изменились к уровню 2018 года, так же, как и их общая структура, при этом наибольшая доля приходится на социальную сферу, а к ключевым направлениям относились расходы на национальную экономику (29,2%), образование (24,8%), социальную политику (14,4%) и здравоохранение (9,2%).

Регион обладает низким уровнем долговой нагрузки – отношение долга к ННД на отчетную дату за предшествующие 12 месяцев составило 37,6%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 93,7 млрд руб. В течение 2019 года объем долга региона существенно не изменился, так же, как и его структура. Преимущественная часть долга в размере 90% обязательств на отчетную дату приходилась на бюджетные кредиты, государственная гарантия, выданная ПАО «КАМАЗ» (далее – принципал), как и ранее, составила 10% в долговом портфеле региона. Необходимо отметить, что на текущий момент принципал исполняет свои обязательства в срок и в полном объеме несмотря на ухудшение показателей операционной деятельности в 2019 году, связанное как с сокращением рынка грузового автотранспорта в РФ, так и с особенностями производственного и инвестиционного цикла компании. При этом по остальным предприятиям с участием региона в капитале (доля не менее 10%), долговые обязательства которых учитываются агентством как косвенные, общий уровень долговой нагрузки оценивается как умеренный в связи с возможностью оказания им финансовой поддержки со стороны республики.

Ликвидность бюджета республики находится на высоком уровне. По оценке агентства, по состоянию на 01.01.2020 к погашению на горизонте ближайших 12 месяцев приходится 0,6% долга региона, в состав которого входят платежи по бюджетным кредитам. Расходы на обслуживание государственного долга региона в отчетном году составили 0,03% ННД, плановое значение в 2020 году составит около 0,04%. При этом наряду с высоким уровнем бюджетной обеспеченности регион стабильно поддерживает значительный объем остатков денежных средств на счетах, а также имеет доступ к казначейским кредитам, лимит по которым в 2020 году установлен в размере 20 млрд руб., что положительно оценивается агентством.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 288,5 млрд руб., объем расходов – 274,8 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.09.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024