Москва, 1 июня 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан до уровня ruАА+, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruААА со стабильным прогнозом.
Понижение рейтинга обусловлено снижением ряда бюджетных показателей, волатильностью доходов, в том числе налоговых и неналоговых, а также в связи с ожидаемым высоким объемом выпадающих доходов вследствие ухудшения экономики на фоне кризисных явлений.
Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из основных нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует до 40% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2019 года оценивается на уровне 1,7 трлн рублей, что соответствует уровню 2018 года в сопоставимых ценах. По данному показателю республика находится на 10 месте среди субъектов РФ и на 2 среди субъектов Приволжского федерального округа. Показатели благосостояния находятся также на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 425 тыс. рублей, уровень безработицы составил 4,4%, что на 0,5 п.п. ниже, чем в 2018 году и на 0,2 п.п. ниже среднероссийского. Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий коэффициент демографической нагрузки, негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020, по оценке, составил 0,828, что выше среднероссийского показателя. За последние шесть лет численность населения региона сократилось более чем на 30 тыс. человек и по состоянию на 01.01.2020 составила 4037,8 тыс. человек. Сокращение численности обусловлено естественной и миграционной убылью населения. Тем не менее регион входит в число десяти крупнейших регионов по численности населения (7-е место среди субъектов РФ). Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 282,6 млрд рублей, продемонстрировав рост к 2018 году более чем на 10% в сопоставимых ценах. Такой рост обусловлен активной инвестиционной деятельностью в промышленности, сельском хозяйстве. Тем не менее, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 16,4%. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки.
Агентство отмечает низкую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 73,6%. Основную долю в налоговых поступлениях составляет налог на прибыль организаций – 39,5%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 28,8%, акцизы – 17,2%. Налоговая база республики имеет концентрированную структуру: на долю крупнейшего налогоплательщика – ПАО «АНК Башнефть» приходится 19,0% в налоговых доходах консолидированного бюджета республики, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании. За 2019 год доходы бюджета региона снизились на 2,0% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД снизились на 9,6%, а трансферты из федерального бюджета выросли на 27,0%. Наибольшее снижение в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль организаций (-26,0%), налогу на имущество организаций (-14,0%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-35,6%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций произошло в результате эффекта «высокой базы» сложившейся в 2018 году, в связи с поступлениями разового характера от крупнейшего налогоплательщика, относящегося к виду экономической деятельности «добыча сырой нефти и природного газа» с сумм компенсации (возмещения) убытка (16,5 млрд рублей) и от налогоплательщика, относящегося к разделу экономической деятельности «деятельность профессиональная, научная и техническая» подразделу «исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения», в связи с реализацией акций двух предприятий (1,3 млрд рублей). Поступления по налогу на имущество организаций уменьшились в связи с исключением из налогооблагаемой базы движимого имущества с 01.01.2019, снижение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения обусловлено увеличением норматива зачисления налога в бюджеты городских округов с 10% до 50 %. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (+73,1%) и иным межбюджетным трансфертам (в 3 раза). Рост по субсидиям обусловлен увеличением поступлений на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, поддержку государственных программ субъектов РФ формирования современной городской среды, а также перечислением средств на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях. По иным межбюджетным трансфертам – на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, финансовое обеспечение дорожной деятельности и реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Расходы республики в 2019 году выросли на 19,5% по сравнению с 2018 годом. Доля капитальных вложений в расходах составила 24,2% за 2019 год. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 71,2% или 153,1 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 18,2%, на общегосударственные вопросы – 4,2%, другие расходы – 6,4%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: национальная экономика (+32,8%), ЖКХ (+91,8%), здравоохранение (+24,5%), образование (+18,0%).
Региональный бюджет на протяжении трех лет, с 2016 по 2018 годы, исполнялся с профицитом. В 2019 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 16,4 млрд рублей или 11,2% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств бюджета. В условиях ухудшающейся ситуации в экономике, регион ожидает высокий объем выпадающих доходов, в связи с чем параметры бюджета на 2020 год сформированы с дефицитом в размере 27,9 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций, облигационные займы и остатки средств бюджета. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.
Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 9,2%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 13,5 млрд рублей. В течение 2019 года регион демонстрировал эффективное управление долговым портфелем, долг снизился на 2,7 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 19,2 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 12,4%, что на 3,2 п.п. выше уровня 2019 года. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 88,9%, облигационных займов – 11,1%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,2%. Регион характеризуется высокой ликвидностью, которая поддерживается остатками денежных средств на банковских депозитах и счетах.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 198,7 млрд рублей, объем расходов – 215,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.12.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.