Рейтинговые действия, 27.01.2020

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Саратовской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 27 января 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область - индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики области являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 763,7 млрд рублей, что на 1,7% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. Показатели благосостояния находятся на умеренно низком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 314,1 тыс. рублей, уровень демографической нагрузки – 0,832, средняя заработная плата 28,3 тыс. рублей. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2020 года численность населения региона, по оценке, составила 2421,8 тыс. человек. В регионе наблюдается динамическое сокращение населения: за последние 5 лет население сократилось более чем на 50 тыс. человек. Ситуация на рынке труда области стабильная и характеризуется положительной динамикой по уровню безработицы, который по итогам 2019 года, по оценке, составил 4%, что на 1 п.п. ниже уровня 2018 года. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает незначительная доля инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в ВРП в течение последних трех лет – 20,7%. С 2019 года в инвестиционном портфеле области находится 146 крупных проектов (каждый свыше 50 млн рублей) на общую сумму 580,6 млрд рублей с планируемым созданием 9,4 тыс. новых рабочих мест. В 2019 году осуществлялась реализация более 100 инвестиционных проектов из инвестиционного портфеля, с общим объемом инвестиций 430,6 млрд рублей. В результате реализации этих проектов создано порядка 5 тыс. новых рабочих мест.

Агентство отмечает невысокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. В 2019 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) составила 66,0%. В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 30,2%, налог на доходы физических лиц – 33,5%, налог на имущество организаций – 12,8%. Структура налоговой базы области характеризуется высоким уровнем диверсификации: на долю крупнейшего налогоплательщика приходится 2,3% налоговых доходов, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2019 года уровень доходов сложился в размере 104,0 млрд рублей, что на 10,8% выше уровня 2018 года, ННД – 68,7 млрд рублей (+1,5% к уровню 2018 года). Наибольшее увеличение поступлений наблюдается по акцизам (+26,3%) и налогу на доходы физических лиц (+4,3%). Увеличение структурной доли акцизов обеспечено увеличением норматива отчислений акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ.

Расходы регионального бюджета в 2019 году выросли на 18,1% по сравнению с 2018 годом. Основными причинами роста стали: повышение оплаты труда работников бюджетной сферы области, в том числе в рамках «майских указов» Президента РФ; начало реализации национальных проектов. В структуре расходов регионального бюджета преобладает социальная направленность, ее доля составляет 67,9% или 70,7 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 16,9%, на общегосударственные вопросы – 2,7%, другие расходы – 9,7%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: здравоохранения (+72,8%), жилищно-коммунального хозяйства (+35,9%), физической культуры и спорта (+35,3%), национальной экономики (+33,4%).

В последние годы бюджет региона исполнялся с профицитом. В 2019 году бюджет исполнен с дефицитом в размере 0,1 млрд рублей, который носит технический характер, поскольку обеспечивается остатками средств на едином счете бюджета.

Долговая нагрузка находится на умеренно высоком уровне, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 67,8%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 46,5 млрд рублей, что на 3% ниже аналогичной даты прошлого года. В 2019 году регионом за счет собственных доходов произведено частичное досрочное погашение основного долга по банковскому кредиту в сумме 165,3 млн рублей и погашена реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам из федерального бюджета в сумме 1,25 млрд рублей.  В структуре долга преобладают бюджетные кредиты – 53%, коммерческие кредиты составляют 36%, облигационные займы – 11%. Расходы на обслуживание долга в 2019 году составили 1,8 млрд рублей, что на 5,2% ниже уровня 2018 года. В условиях снижения ключевой ставки регион провел процедуру перекредитования, средняя процентная ставка по привлеченным банковским кредитам была снижена с 8,27% годовых до 7,13%. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 26,5% совокупного долга. Область характеризуется высокими показателями ликвидности: у региона имеется доступ к краткосрочным банковским и казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 104,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 104,1 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023