Рейтинговые действия, 21.12.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 декабря 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Волгоградская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, электротехническая и пищевая промышленность), что формирует более четверти ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке, за 2019 год составил 877,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,5% ниже результатов 2018 года. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП до 863,4 млрд рублей или на 4,0% ниже уровня 2019 года. Кроме того, в январе-октябре 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (индекс промышленного производства в январе-октябре 2020 года составил 98,3% к соответствующему периоду предыдущего года). Снижение обусловлено наличием рисков дефицита и удорожания сырья для промышленного производства, машин и оборудования, срыва экспортных поставок собственной продукции, сложности с логистикой и в получении кредитных ресурсов. По итогам 2020 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 96,9%.

Показатели благосостояния области находятся на умеренно высоком уровне: объем ВРП на душу населения составил 351,0 тыс. рублей, среднемесячная заработная плата – 33,4 тыс. рублей, что на 8,0% выше по сравнению с 2018 годом, среднегодовой уровень безработицы – 5,3%, что на 0,3 п.п ниже уровня 2018 года и на 0,7 выше среднероссийского. По итогам 2020 года ожидается рост уровня безработицы на фоне коронакризиса до 7,6%. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,834, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на 01.01.2020 составила 2491,0 тыс. человек, что на 0,7% ниже, чем на 01.01.2019. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 175,3 млрд рублей и продемонстрировал рост на 7,7% по сравнению с предыдущим годом в действующих ценах, который обусловлен привлечением на территорию региона ряда крупнейших инвестиционных проектов страны, среди которых строительство ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн тонн в год 95% KCL Гремячинского месторождения в Котельниковском районе с освоенным объемом инвестиций – 131,7 млрд рублей (срок реализации проекта до 2025 года). Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 20,0%.

Агентство отмечает умеренно высокую долю собственных доходов в общей структуре доходов региона по итогам 2019 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 65,9%, что на 4,7 п.п ниже, чем за 2018 год. По итогам 2020 года ожидается снижение доли ННД в структуре доходов на 8,2 п.п. до 57,7%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 15,9%, что обусловлено ростом трансфертов на 23,0% и ННД на 1,5%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,0% в налоговых доходах в 2019 году.  

За девять месяцев 2020 года доходы регионального бюджета выросли на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет роста трансфертов в 1,5 раза и ННД на 2,1%. Положительную динамику по налоговым доходам поддерживают поступления по налогу на доходы физических лиц (+7,6%), акцизам (+47,1%). Значительное снижение поступлений в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-13,4%), налогу на имущество организаций (-7,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-6,7%). По налогу на прибыль падение поступлений связано со снижением производства в нефтегазовой отрасли, в результате введенных мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, а также падения цен на нефть. По налогу на имущество организаций и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – в связи принятыми мерами поддержки налогоплательщиков пострадавших от коронакризиса. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,0 раза) и субвенциям (в 1,5 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.

Расходы региона в январе-сентябре 2020 года выросли на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение девяти месяцев 2020 года было направлено 61,8 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 25,8%. В структуре расходов по итогам девяти месяцев 2020 года произошли изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,8 раза) в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 4,6 п.п. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-3,2 п.п.). По оценке региона, расходы областного бюджета по итогам 2020 года увеличатся почти на 23,0% по сравнению с 2019 годом и составят 132,9 млрд рублей.   

Региональный бюджет в 2018-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 2,4 млрд рублей или 3,3% ННД. По итогам 2020 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 4,9 млрд рублей или 6,6% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 оценивалась как умеренно низкая: совокупный объем долгового портфеля составлял 47,0 млрд рублей, долговая нагрузка 64,7%. По итогам 2020 года ожидается рост долга до 51,9 млрд рублей, долговой нагрузки до 70,2%. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель по итогам 2019 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 45,3%, банковских кредитов – 30,8%, облигационных займов – 23,9%. По итогам 2020 года значительных изменений с структуре долгового портфеля не ожидается. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 30,8%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2020 составляет 14,2% от совокупного долга региона. Для регионального бюджета характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 3,4%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2020 года ожидается снижение данного показателя до 2,9% ННД. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 110,4 млрд рублей, объем расходов – 108,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023