Москва, 10 декабря 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены сектором машиностроения, химической и пищевой промышленностью.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками и показателями благосостояния. Объем ВРП за 2019 год (далее – отчетный год) составил, по оценке, 695 млрд руб., что на 6,7% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах, объем ВРП на душу населения оценивается на уровне 474 тыс. руб. По итогам 2020 года объем ВРП ожидается на уровне 728 млрд руб. Спад экономической активности, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекцией, привел к снижению предпринимательской и инвестиционной активности в регионе и сокращению ряда экономических показателей. Тем не менее индекс промышленного производства за десять месяцев текущего года составил 115,6% к аналогичному периоду 2019 года. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокий уровень демографической нагрузки. Численность населения области за последние пять лет сократилась практически на 40 тыс. человек и составила 1,5 млн человек на 01.01.2020. Демографическая нагрузка в регионе находится на уровне 0,82, что выше среднероссийского показателя. Ситуация на рынке труда характеризуется пониженным уровнем безработицы, который в отчетном году составил 3,8%.
Тульская область характеризуется высокой бюджетной обеспеченностью – по итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета региона составила 79,3%. Основными бюджетоформирующими доходами являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и акцизы, которые обеспечили в 2019 году 37,2%, 29,9% и 18,4% всех поступлений соответственно. Негативное влияние на исполнение бюджета в текущем году оказывает распространение новой коронавирусной инфекции – поступление ННД за десять месяцев текущего года к аналогичному периоду 2019 года снизились на 6,1%. Сокращение поступлений зафиксировано по налогу на прибыль организаций (-19,5%) и налогу на имущество организаций (-17,3%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса, также снизились поступления от ряда крупнейших налогоплательщиков химической, оборонной, пищевой промышленности, финансово-кредитной организации. Недополучение поступлений по налогу на имущество организаций связано в том числе с предоставлением мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от коронакризиса, что привело к уменьшению объема авансовых платежей по налогу. В тоже время наблюдается рост по НДФЛ на +3,8% в результате увеличения фонда оплаты труда ряда организаций и по акцизам на +8,1% в результате роста объемов реализации подакцизной продукции. По итогам 2020 года ожидается сокращение ННД на 4,4%. Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ за десять месяцев 2020 года составил 19,1 млрд руб. и продемонстрировал рост на 71,9%, в том числе дотации в более чем три раза, субсидии на 61,1%, субвенции на 27,3%. Такие темпы роста обусловлены оказанием комплекса мер по восстановлению деловой активности, поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики. По итогам 2020 года исполнение бюджета по доходам ожидается на уровне 91,3 млрд руб., который будет поддержан ростом безвозмездных поступлений в 1,7 раза по сравнению с отчетным годом. Расходы региона за десять месяцев текущего года выросли на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, в том числе расходы на здравоохранение увеличились на 80,5%, социальную политику на 12,4%, образование на 5,5%. По итогам 2020 года ожидается рост расходов на 19,3% на фоне увеличения финансирования расходов в связи профилактикой и устранением последствий COVID-19 и поддержкой бизнеса в наиболее пострадавших отраслях.
Последние два года бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 0,35% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 6,7 млрд руб., который будет профинансирован за счет остатков средств на счетах и привлечения кредитов от кредитных организаций.
Долговая нагрузка региона остается на низком уровне – отношение долга на отчетную дату к ННД за 2019 год составило 24,4%. Диверсификация структуры долга на 01.01.2020 находится на невысоком уровне: 45,1% долговых обязательств представлены банковскими кредитами, 54,9% - бюджетными кредитами. Все обязательства области носят преимущественно средне и долгосрочный характер, что способствует сокращению рисков рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев. По итогам текущего года долговая нагрузка ожидается на уровне 33,1% ННД в результате сокращения налоговых поступлений и привлечения новых обязательств на покрытие дефицита бюджета.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 82,3 млрд руб., объем расходов – 82,1 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.06.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.