Москва, 10 декабря 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный.
Изменение прогноза по рейтингу обусловлено ожидаемым ухудшением показателей финансовой устойчивости региона на фоне кризисных явлений, вызванных развитием пандемии коронавируса и понижением цен на сырьевые товары.
Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (27,6% в ВРП), обрабатывающие производства (19,6%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2019 года оценивается на уровне 651,2 млрд рублей, что на 0,4% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП в сопоставимых ценах на 3,8% к уровню 2019 года. Кроме того, в январе-сентябре 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (индекс промышленного производства в январе-сентябре 2020 года составил 94,6% к соответствующему периоду предыдущего года). Снижение обусловлено приостановлением (ограничением) деятельности на территории региона организаций и индивидуальных предпринимателей, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По итогам 2020 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 94,1%.
Показатели благосостояния республики находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 433,0 тыс. рублей, уровень безработицы – 4,3%, что на 0,5 п.п. ниже уровня 2018 года и на 0,3 п.п. ниже среднероссийского. По итогам 2020 года ожидается рост уровня безработицы на фоне коронакризиса до 5,5%. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень демографической нагрузки, отрицательная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,822, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на 01.01.2020 составила 1501,0 тыс. человек, что на 0,4% ниже, чем на 01.01.2019. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 92,1 млрд рублей и продемонстрировал снижение на 1,3% по сравнению с предыдущим годом в действующих ценах. По итогам 2020 года прогнозируется снижение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) до 85,9 млрд рублей, что составит 88,3% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах, в связи с переносом сроков реализации инвестиционных проектов. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 14,2%.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета по итогам 2019 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 71,2%. По итогам 2020 года ожидается снижение доли ННД в структуре доходов на 9,3 п.п. до 61,9%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 4,4%. Наибольшее снижение в структуре ННД прогнозируется по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 9,9%, что обусловлено ростом трансфертов в 1,5 раза. Налоговая база республики имеет концентрированную структуру: на долю крупнейшего налогоплательщика приходится 12,5% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании.
За девять месяцев 2020 года доходы регионального бюджета выросли на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет роста трансфертов в 1,7 раза, а поступления по ННД снизились на 14,7%. Значительное снижение поступлений в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-34,4%) и налогу на имущество организаций (-12,1%). По налогу на прибыль падение поступлений связано со снижением перечислений от предприятий нефтяной отрасли (они обеспечивают 50% налога на прибыль организаций поступающего в региональный бюджет), на фоне снижения мировых цен на нефть, волатильности курса рубля, вынужденной приостановки деятельности. Снижение поступлений по налогу на имущество организаций обусловлено предоставлением налогоплательщикам преференций по уплате налога, в целях поддержки отраслей экономики в связи с пандемией («налоговые каникулы» до конца года, снижение налога для отдельных категорий налогоплательщиков). В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по иным межбюджетным трансфертам (в 1,9 раза) и субсидиям (в 1,8 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.
Расходы региона в январе-сентябре 2020 года выросли на 22,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение девяти месяцев 2020 года было направлено 46,6 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 21,2%. В структуре расходов по итогам девяти месяцев 2020 года произошли изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) и социальной политике (в 1,3 раза) в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,7 п.п. и 2,1 п.п. соответственно. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-4,8 п.п.). По оценке региона, расходы республиканского бюджета по итогам 2020 года увеличатся почти на 22,7% по сравнению с 2019 годом и составят 101,8 млрд рублей.
Региональный бюджет на протяжении двух лет, с 2017 по 2018 годы, исполнялся с «техническим» профицитом. В 2019 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2,3 млрд рублей или 4,0% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств бюджета и иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, в том числе поступлений от продажи акций, находящихся в государственной собственности. В условиях ухудшающейся ситуации в экономике, регион ожидает высокий объем выпадающих доходов, в связи с чем исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 13,1 млрд рублей или 23,9% ННД, что может негативно отразиться на рейтинговой оценке региона. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций, остатки средств бюджета и иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Долговая нагрузка по итогам 2019 года находилась на умеренно высоком уровне, что оказывало сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 80,2%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 46,0 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 59,0 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 107,5%, что отрицательно скажется на рейтинговой оценке. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 42,3%, банковских кредитов – 41,8%, облигационных займов – 15,9%. По итогам 2020 года структура долгового портфеля изменится, наибольшую долю будут занимать банковские кредиты. Высокая концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 41,8%). График погашения обязательств оценивается как некомфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2020 составляет 41,8% от совокупного долга региона. Для регионального бюджета характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 3,8% несмотря на то, что расходы региона на обслуживание долга в 2019 году снизились на 111,4 млн рублей. По итогам 2020 года расходы на обслуживание долга к ННД покажут рост и составят 4,3% ННД, что связано с увеличением коммерческого долга.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2019 года составил 80,7 млрд рублей, объем расходов – 82,9 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.06.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.