Москва, 28 августа 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 587,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,0% выше уровня 2018 года. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса в регионе за 6 месяцев 2020 года, наблюдается рост индекса промышленного производства к аналогичному уровню 2019 года на 6,1%. При этом стоит отметить, что в январе-июне 2019 года индекс промышленного производства составлял 93,6% к январю-июню 2018 года. Показатели благосостояния региона находятся на умеренно высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 467,7 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 5,4%. В результате влияния коронавирусной пандемии в 2020 году ожидается рост уровня безработицы почти на 1,0 п.п. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 1253,4 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 15 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки сложился в размере 0,829. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения области обусловлены существенным сокращением притока мигрантов и ускорившимся процессом снижения рождаемости. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2019 году показал рост на 10,4% по сравнению с 2018 годом в сопоставимых ценах и составил 84,3 млрд рублей. Рост обусловлен запуском новых промышленных производств. Тем не менее данный показатель остается на невысоком уровне и отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило всего порядка 14,2%. На территории региона действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «ТУТАЕВ», «ГАВРИЛОВ-ЯМ», «РОСТОВ».
Агентство отмечает невысокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета и позитивно оценивает стабильную базу налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), доля которых в доходах бюджета области стабильно превышает 80%. По итогам 2019 года доля ННД составила 82,5%. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 6,0 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов наибольшую долю в 2019 году занимали налог на прибыль организаций – 31,9% и налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 31,8%, в 2020 году в структуре налоговых доходов существенных изменений не ожидается. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», приходится 10,3% в налоговых доходах, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. За шесть месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по трансфертам из федерального бюджета в 2,4 раза, а вот по ННД поступления снизились на 3,7%. Наибольшее снижение в структуре ННД наблюдается по НДФЛ (-8,0%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-9,9%), что вызвано последствиями коронавирусной пандемии приведшими к снижению зарплат, закрытию предприятий (безработица в регионе в апреле-июне составила 8,4%, что на 2,4 п.п. выше среднероссийского уровня). В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в 4,1 раза), иным межбюджетным трансфертам (в 3,5 раза) и субсидиям (в 2,3 раза). Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Несмотря на экономические и социальные последствия кризиса регион прогнозирует в 2020 году увеличение доходов бюджета почти на 20%, что в большей степени связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета более чем в 1,5 раза, чем в 2019 году. По ННД агентство ожидает рост к уровню прошлого года не более 5%.
Расходы региона в первом полугодии 2020 года выросли на 18,0% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе-июне 2020 года было направлено 27,5 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 15,9%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение, которое составило 1,3 п.п. В структуре расходов по итогам первого полугодия 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с борьбой с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (в 1,5 раза) и здравоохранению (на 31,1%) в январе-июне 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,5 п.п. и 1,1 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по образованию, его удельный вес сократился на 2,3 п.п. По оценке региона, расходы областного бюджета в 2020 году увеличатся почти на 20% по сравнению с 2019 годом и составят 83,4 млрд рублей. Наибольший рост расходов прогнозируется по ЖКХ (+83%), общегосударственным вопросам (+32%), здравоохранению (+32%), национальной экономике (+26%), национальной обороне (+24%), в связи с увеличением объема поступлений из федерального бюджета на реализацию национальных проектов.
Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2019 года дефицит составил 0,9 млрд рублей или 1,5% ННД. Параметры бюджета на 2020 год сформированы также с дефицитом – 1,3 млрд рублей или 2,1% ННД. Основным источником финансирования дефицита областного бюджета в текущем году будут средства от размещения государственных облигаций Ярославской области.
Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на умеренно высоком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 65,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 37,5 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 38,7 млрд рублей. Долговой портфель на начало года был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составила 52,3%, бюджетных кредитов – 37,1%, банковских кредитов – 10,6%. В последние четыре года регион взял курс на удлинение долгового портфеля, у субъекта в обращении имеется пять облигационных займов на сумму 23,6 млрд рублей с датами погашения 2023-2027 гг. Преобладание в долговом портфеле рыночного долга способствует умеренно высоким расходам его на обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 3,8%. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 17,2% совокупного долга. Регион имеют открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и облигационному финансированию.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 68,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.03.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.