Рейтинговые действия, 27.04.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Калининградской области на уровне ruBBB+

Москва, 27 апреля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. В составе минерально-сырьевой базы региона к наиболее значимой позиции относятся запасы нефти (около 49 млн тонн разведанных запасов), представленные 35 месторождениями, в частности, такими как Красноборское и Кравцовское (шельф Балтийского моря). Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2019 год по оценке составила около 23%. В экономике Калининградской области преобладают сборочные автотранспортные предприятия, также значительная доля экономики приходится на торговлю. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча других полезных ископаемых, а также сфера услуг для иностранцев из соседних регионов. Область характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по оценке региона, составил 492 млрд руб., а прирост ВРП в сопоставимых ценах за 2019 год (далее – отчетный год) – 2,3%.

Социально-экономическое положение области оценивается агентством сдержанно. Динамика численности населения в течение последних 5 лет носит положительный характер – среднегодовая численность населения увеличилась на 34,6 тыс. чел., а годовой темп прироста населения в среднем составил около 0,9 п. п. По состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) численность населения по оценке региона достигала 1 012,5 тыс. чел. Ситуация на рынке труда отличается низким уровнем безработицы, составившим по оценке региона в 2019 году 4,4% (по МОТ), однако при этом наблюдается довольно высокий уровень демографической нагрузки – 0,78 на отчетную дату по оценке региона. Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 34,4 тыс. руб., что значительно ниже среднего значение по РФ. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил по оценке около 80,7 млрд руб. В последние 3 года (2017-2019 гг.) указанные инвестиции формировали около 22% ВРП области. 

Калининградская область обладает невысоким уровнем бюджетной обеспеченности. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. По итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета области составила 67,7%.  В отчетном году объем указанных трансфертов составил 56,7 млрд руб. или около 48,5% совокупных доходов региона. В структуре налоговых и неналоговых доходов области по итогам отчетного года преобладающее место занимали налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, на которые пришлось 34,5% и 25,5% соответственно, а также налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с долей 12,6%. Налоговые доходы бюджета региона диверсифицированы – на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в отчетном году приходилось 20,4%, к которым относятся как представители алкогольной промышленности, так и энергетические, нефтедобывающие компании.

В отчетном году бюджет региона был исполнен с профицитом в сумме 490,9 млн руб. или 1,2% ННД, однако изначально планировался дефицит в размере 5% ННД. В 2020 году ожидается дефицитное исполнение бюджета в связи с превышением темпов прироста расходов над темпами прироста доходов областного бюджета. Наряду с этим агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне пандемии COVID-19. Таким образом, кризисная ситуация и значительная степень неопределённости в оценке влияния коронавируса могут привести к увеличению бюджетного дисбаланса.

Согласно последним уточнениям к закону о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов рост расходов областного бюджета в текущем году в чистом виде после элиминации может составить около 18%, в том числе за счет существенного увеличения объемов финансирования по таким направлениям, как социальная политика (+32,8%), образование (+18,6%) и жилищно-коммунальное хозяйство (38,8%). Сглаживает риски высокая гибкость расходной части бюджета региона в связи с большой долей капитальных расходов в общем объеме расходов, которая в 2019 году составляла 21,4%.

Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. В течение 2019 года объем государственного долга практически не изменился, а отношение совокупного долга на отчетную дату, включающего часть долговых обязательств предприятий с долей региона в капитале не менее 10%, учтенных в качестве косвенных, к ННД составило 53,7%. В структуре совокупных долговых обязательств области на отчетную дату 40% долга приходилось на рыночные заимствования, а именно, 12,4% на облигационные займы и 27,6% на кредиты коммерческих банков. Остальная часть была представлена бюджетными кредитами (49,3%) и государственными гарантиями (10,7%). В 2020 году регион собирается увеличить общий лимит финансирования за счет банковского кредитования с 6 млрд руб. до 8,5 млрд руб., что обусловлено необходимостью финансирования дефицита областного бюджета. Вследствие этого вместе с ростом доли рыночных заимствований в структуре долга расходы на обслуживание долга, которые в 2020 году прогнозируются на уровне 1,25% ННД, могут возрасти более, чем в 1,5 раза. Однако, учитывая устойчивый профиль кредитоспособности региона, предстоящие изменения в долговом профиле не несут в себе существенных рисков, способных оказать влияние на уровень рейтинга.

По оценке агентства, в течение ближайших 12 месяцев от 01.04.2020 к погашению приходится 31,8% долга региона (короткий долг), принимая во внимание отмену выплат долга по бюджетным кредитам, предоставленным Минфином РФ, в 2020 году в соответствии с последними изменениями федерального законодательства. При этом по состоянию на 01.01.2021 значение показателя короткого долга с учетом рефинансирования может составить, по оценке агентства, около 40%. Тем не менее, на рассматриваемом временном горизонте ликвидность областного бюджета будет поддерживаться на достаточном уровне благодаря как остаткам денежных средств на счетах (в среднем около 3 млрд руб.), так и казначейским кредитам (лимит 3,9 млрд руб. в 2020 году) для покрытия внутригодовых кассовых разрывов. Кроме того, регион, как и ранее, будет иметь доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 116,9 млрд руб., объем расходов – 116,4 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024