Рейтинговые действия, 23.04.2020

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Волгограда на уровне ruBBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 апреля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности города Волгограда на уровне ruBBB-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Волгоград (далее – город, муниципалитет) является административным центром Волгоградской области (далее – область, регион), которая входит в состав Южного федерального округа. Город имеет высокую экономическую важность для области: на территории муниципалитета формируется порядка 75% ВРП региона, также в Волгограде проживает около 40% населения области. Город характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров и выполненных работ по итогам 2019 года (далее – отчетный год) составил 655 млрд руб. Одной из ключевых отраслей экономики города является производство кокса и нефтепродуктов, на которые приходится порядка 66% отгруженных товаров. Основным представителем этого сектора экономики выступает системообразующее для области предприятие – ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», являющееся дочерним предприятием ПАО «ЛУКОЙЛ». Помимо этого, значительная доля оборота в экономике приходится на оптовую и розничную торговлю (30,7%). По мнению агентства, высокая концентрация экономики города на ключевой отрасли повышает подверженность финансового положения муниципалитета рискам волатильности и изменения конъюнктуры в этом сегменте, что, в свою очередь, может оказать существенное влияние как на доходы бюджета, так и на социально-экономическую ситуацию.

Социально-экономическое положение города оценивается агентством консервативно. Динамика численности населения в течение последних 5 лет носит отрицательный характер – численность сократилась на 4 тыс. чел., а по состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) составила по оценке муниципалитета 1 014 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы в Волгограде в отчетном году составил 0,43% (2018 год – 0,52%), при этом уровень безработицы (по МОТ) в целом по Волгоградской области составлял 5,3%. Средняя заработная плата в городе в отчетном году была по оценке около 35 тыс. руб., что практически соответствует среднему уровню заработной платы по Южному федеральному округу, однако существенно ниже среднего значения показателя по РФ. Демографическая нагрузка в городе несколько ниже, чем по области, а также ниже среднего значения по РФ – 0,77 на отчетную дату по оценке муниципалитета.

Инвестиционная активность и приток инвестиций в Волгограде в последние несколько лет были обусловлены подготовкой спортивных и культурных объектов, городской инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Были проведены работы по благоустройству города, модернизации коммунальных сетей и систем энергоснабжения, завершены строительство футбольного стадиона «Волгоград Арена», реконструкция стадиона «Зенит», возведены новые гостиницы. Объем инвестиций города в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2019 года составил 43,8 млрд руб. Вклад инвестиций города в ВРП области в среднем за период 2017-2019 гг. составил около 10%.

Бюджетная обеспеченность муниципалитета оценивается агентством сдержанно. Налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) в структуре доходов бюджета в отчетном году составили 36,8% с годовым приростом в размере 2,1%. Налоговые и неналоговые доходы городского бюджета преимущественно формируются за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и доходам в виде арендной платы по государственному и муниципальному имуществу, доля которых в ННД по итогам отчетного года составила 15,1%, 6,0% и 4,3% соответственно. Город имеет диверсифицированную налоговую базу и характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: на десять крупнейших налогоплательщиков приходится в среднем около 10% ННД, что положительно оценивается агентством. Доля трансфертов в структуре бюджета города в отчетном году составляла 63,4%, основную часть которых формировали субвенции (51%) и субсидии (41%), доля дотаций составила 5,9%. Субвенции преимущественно (около 89%) выделяются городу в целях выполнения им полномочий, передаваемых областью, а субсидии на треть предназначены для финансирования строительства, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Структура расходов бюджета города имеет социальную направленность, к основным статьям расходования средств относятся образование, национальная экономика и жилищно-коммунальное хозяйство, на долю которых в отчетном году пришлось 44,1%, 23,0% и 9,4% соответственно. Доля капитальных расходов в расходах бюджета за последние 3 года в среднем составила около 13,9%, в 2020 году ожидается увеличение их доли до 17%. Наряду с этим необходимо отметить, что часть капитальных расходов города субсидируется бюджетом области.

Бюджет города по итогам отчетного года был исполнен с дефицитом на уровне 1,8% ННД (2018 год – 7,7% ННД), а на 2020 год запланировано бездефицитное исполнение бюджета. Однако, принимая во внимание последние изменения в связи с макроэкономической нестабильностью на фоне пандемии COVID-19, агентство ожидает, что турбулентность в российской и мировой экономике окажет существенное негативное влияние как на региональные, так и на муниципальные бюджеты. Кризисная ситуация и значительная степень неопределённости в оценке влияния коронавируса на экономику города может привести к увеличению бюджетного дисбаланса.

По состоянию на отчетную дату объем долговых обязательств Волгограда составил 7,8 млрд руб., отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за 12 месяцев, предшествующих рассматриваемой дате, составило 98,5%, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Основная часть долговых обязательств была представлена банковскими кредитами, на которые пришлось 94,9% долга, также в долговой портфель входили облигации со сроком погашения в октябре 2020 года (5,1%). В течение 2020 года не ожидается роста долговой нагрузки муниципалитета, планируется сохранить долг на том же уровне и произвести рефинансирование части кредитов коммерческих банков на сумму около 3 млрд руб. в ходе проведения аукционов по привлечению новых банковских кредитов по более низкой процентной ставке. Это позволит увеличить долю среднесрочных долговых обязательств со сроком до 5 лет и сократить расходы на обслуживание муниципального долга. В случае дефицита бюджета по итогам текущего года планируется использовать открытые банковские кредитные линии по контрактам со сроком более 12 месяцев и осуществить новый выпуск облигаций на 1 млрд руб. для покрытия бюджетного дисбаланса.

Расходы городского бюджета на обслуживание долга в отчетном году составили 8,4% ННД, по итогам 2020 года ожидаются на уровне 8,1% ННД. На 01.04.2020 доля долга, срок погашения которого наступает в течение ближайших 12 месяцев составила 71,6% (банковские кредиты на 5,5 млрд руб. и амортизация облигаций на 400 млн руб.). Несмотря на высокие расходы муниципалитета на обслуживание долга и высокую долю краткосрочных обязательств на горизонте года от 01.04.2020, ликвидность бюджета оценивается агентством достаточно позитивно. Муниципалитет имеет доступ к бюджетным кредитам, предоставляемым УФК по Волгоградской области на пополнение остатков средств на счетах, лимит по которым на 2020 год составляет 691 млн руб. Помимо этого, в качестве потенциальных источников ликвидности агентство рассматривает возможность привлечения облигационного займа, доступ к банковскому кредитованию, а также остатки средств на счетах.

Объем доходов бюджета муниципалитета по итогам 2019 года составил 21,5 млрд руб., объем расходов бюджета – 21,6 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгограда присвоен впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов города Волгограда, Управления экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгограда принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгограду дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023