Москва, 16 апреля 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Омская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – восьмой по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой приходится около 69% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. На территории области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 703,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню 2018 года. Показатели благосостояния находятся на умеренно низком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 363,5 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 6,4%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 года численность населения региона составила 1926,7 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 50 тыс. человек. Основными причинами снижения численности остаются естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 года, по оценке, составил 0,850, что существенно выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 163,0 млрд рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2018 году. Такой рост обусловлен активной инвестиционной деятельностью АО «Газпромнефть – ОНПЗ», осуществляющего капитальные вложения в обновление и модернизацию Омского нефтеперерабатывающего завода. Тем не менее, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года все еще остается на низком уровне и составляет порядка 18,0%. На территории области сформированы кластеры: Агробиотехнологический, Нефтехимический.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2019 года составила 67,6%, что на 2,3 п.п. ниже уровня 2018 года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 32,7%, налог на прибыль организаций – 25,7%, акцизы – 24,9%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,6%. За 2019 году доходы бюджета региона выросли на 8,8% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 5,3%, а трансферты из федерального бюджета на 13,9%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль организаций (+9,6%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+19,9%), НДФЛ (+5,3%), акцизам (+7,0%). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций связан с улучшением финансовых результатов работы организаций области, уменьшением возвратов по налогу, а также разовыми поступлениями от крупнейшего налогоплательщика отрасли «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами». Увеличение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения обусловлено ростом налоговой базы и увеличением количества налогоплательщиков, поступления по акцизам выросли в результате увеличения объемов производства пива (по данным статистики на 9,7% к уровню 2018 года), роста налоговых ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо, на позитивную динамику НДФЛ оказало влияние увеличение фонда оплаты труда. Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.
По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 10,8%. Доля капитальных вложений в расходах составила 3,8% за 2019 год, что оказывает давление на рейтинговую оценку и ограничивает гибкость бюджета. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 72,9% или 69,0 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 16,9%, на общегосударственные вопросы – 2,8%, другие расходы – 7,4%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: национальная экономика (+19,3%), ЖКХ (в 2,5 раза), образование (+8,2%), социальная политика (+6,5%).
На протяжении последних двух лет, в результате получения в конце года из федерального бюджета нецелевых межбюджетных трансфертов и перевыполнения плана по ННД, с учетом фактического исполнения расходов, бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 1,5% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 6,2 млрд рублей.
Долговая нагрузка региона находится на умеренно высоком уровне, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 64,2%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 41,5 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 47,5 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 70,2%, что на 6,0 п.п. выше уровня 2019 года. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование дефицита областного бюджета, который в соответствии с Законом о бюджете составит 6,2 млрд рублей и будет покрыт за счет облигационного займа – 3,5 млрд рублей, кредитов коммерческих банков – 4,2 млрд рублей и остатков средств на счетах бюджета, сложившихся на начало текущего года – 0,23 млрд рублей. Долговой портфель на 01.01.2020 год сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляет 50,4%, бюджетных кредитов – 37,5%, облигационных займов – 12,1%. Преобладание в долговом портфеле коммерческого долга способствует умеренно высоким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 2,1%. График погашения обязательств оценивается как некомфортный, в течение 2020 года погашению подлежит более ⅓ совокупного долга.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 95,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 94,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.12.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.