Москва, 26 ноября 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на позитивный.
Изменение прогноза по рейтингу на позитивный обусловлено ожиданиями агентства по дальнейшей устойчивой тенденции к наращиванию налогового потенциала и финансовой гибкости, снижению долговой нагрузки и сохранению сильной позиции по ликвидности.
Краснодарский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами являются: торговля оптовая и розничная (17,1% в структуре ВРП); транспортировка и хранение (15,7%); обрабатывающие производства (12,3%); сельское хозяйство (10,4%); строительство (7,8%). Особый статус региона в экономике страны определяют: агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2018 года оценивается на уровне 2,4 трлн рублей. По данному показателю регион занимает 7 место среди субъектов РФ. Показатели благосостояния находятся на умеренно высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2018 года, по оценке, составил 426 тыс. рублей, уровень демографической нагрузки – 0,814. Уровень безработицы составил 5,7%, что соответствует уровню 2017 года и выше среднероссийского на 0,9 п.п. Объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств за 2018 год продемонстрировал снижение на 7% по сравнению с предыдущим годом и составил 382,6 млрд рублей. Снижение обусловлено завершением реализации крупных проектов, таких как физкультурно-оздоровительный комплекс «Центр художественной гимнастики» в г. Сочи и многофункциональный рекреационно-ландшафтный комплекс на территории, прилегающей к стадиону «Краснодар». Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 17,1%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Агентство отмечает низкую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2018 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 83,8%. Основную долю в налоговых поступлениях составляет налог на прибыль – 27,7%, НДФЛ – 28,8%, налог на имущество организаций – 20,2%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,2%. По состоянию на 01.10.2019 года доходы бюджета увеличились на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение поступлений наблюдается почти по всем источникам доходов, наибольший рост демонстрируют НДФЛ (+42,5%) и налог на прибыль (+27,3%).
Расходы субъекта в 2018 году выросли на 8,5% по сравнению с 2017 годом. Доля капитальных вложений в расходах составила 11,3% за 2018 год и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 1,4 п.п. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 73,3% или 172,6 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 18,2%, на общегосударственные вопросы - 2,5%, другие расходы - 6%. По состоянию на 01.10.2019 года расходы увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,9%. Наибольший рост приходится на сектора национальной экономики (+16,1%), здравоохранения (+13%), образования (+12,8%).
Последние три года, бюджет региона исполняется с профицитом, по итогам 2018 года профицит составил 15,5 млрд рублей или 7,4% от ННД. По состоянию на 01.11.2019 года краевой бюджет исполнен с профицитом в размере 45,0 млрд рублей. Исполнение бюджета по итогам 2019 года также ожидается с профицитом на уровне 7,9% ННД.
Регион характеризуется умеренно высоким уровнем долговой нагрузки. По состоянию на 01.01.2019 года долг региона составил 149,1 млрд рублей, отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за предшествующие 12 месяцев составило 66,6%. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В течение 2018 года долг региона снизился на 6,4% или 9 млрд рублей. По состоянию на 01.10.2019 года долг сократился до 110,6 млрд рублей, долговая нагрузка до 45,6%. По итогам года регион планирует погасить более 40 млрд рублей долга, ожидаемый уровень долговой нагрузки 41,5%. Кредиты погашаются за счет собственных средств краевого бюджета и частичного рефинансирования за счет размещения облигаций. Также в регионе отмечается поступательное снижение стоимости фондирования: расходы региона на обслуживание долга в 2018 году снизились с 6,3 млрд рублей в 2017 году до 4,4 млрд рублей или на 31%. Отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2018 год составило 1,85%. По итогам 2019 года ожидается на уровне 1,57%. Долговой портфель региона умеренно диверсифицирован и по состоянию на 01.10.2019 года на 54% состоит из бюджетных кредитов, на 22,6% из банковских кредитов, на 18,1 % из облигационных займов, оставшаяся часть представлена в виде выданной государственной гарантии. В результате замещения банковских кредитов по итогам 2019 года прогнозируется увеличение доли обязательств по облигациям до 30,1%. В целях повышения ликвидности, край с конца ноября планирует начать размещение средств краевого бюджета на банковских депозитах.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 250,9 млрд руб., объем расходов – 235,4 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.05.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.