Москва, 22 ноября 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Республика Саха (Якутия) (далее - республика, регион, Якутия) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России, отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км., столица – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет около половины ВРП региона. На территории республики расположены как месторождения твердых полезных ископаемых, в частности, золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), так и крупнейшие в России месторождения алмазов – на алмазодобывающую отрасль региона приходится около 83% российских запасов и порядка 90% добычи в РФ. За последние 3 года региональная экономика демонстрировала стабильный рост, увеличиваясь в среднем на 12,5% в год, прирост ВРП за 2018 год (далее – отчетный год) составил 15,6%, а значение ВРП превысило 1 трлн руб.
Регион обладает возможностями для развития инвестиционного потенциала: на его территории активно развиваются два ТОСЭР – «Кангалассы» и «Южная Якутия», 16 бизнес-инкубаторов и ГАУ «Технопарк Якутия», что позволяет стимулировать привлечение инвестиций для реализации региональных инвестиционных проектов. Наиболее развитой территорией республики является Западная комплексная провинция, где внедрено 11 инвестиционных проектов на общую сумму около 1,2 трлн рублей. В последние годы основная часть инвестиций региона была обеспечена за счет реализации проектов Восточной газовой программы – строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» и обустройство Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) республики по итогам 2018 года составил 378,7 млрд. руб., а отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за последние три года к ВРП в среднем составило 35%. Из общей суммы инвестиций в основной капитал более 75% приходится на долю инвестиций в добывающие отрасли.
Социально-экономическое положение республики оценивается агентством консервативно. Большой объем ВРП при невысокой численности населения (967,5 тыс. чел на 01.01.2019) определяет повышенные показатели ВРП на душу населения – 1,1 млн руб. по итогам 2018 года. Рейтинговую оценку ограничивает повышенный уровень безработицы, который составил в среднем 7,1% за период 2016-2018 гг. Показатели благосостояния региона оцениваются на высоком уровне: в отчетном году средняя заработная плата в республике составила 67,5 тыс. руб., что значительно выше среднего уровня по РФ. Уровень демографической нагрузки в Якутии на 01.01.2019, по оценке региона, составил 0,714, что ниже среднего значения показателя по РФ.
Республика характеризуется умеренным уровнем бюджетной обеспеченности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД, собственные доходы) в доходах бюджета республики по итогам 2018 года составила 63,5%, а по итогам 2019 года ожидается на уровне около 60%. Повышенные риски доходной части бюджета связаны с высоким уровнем концентрации налоговой базы на определенной группе налогоплательщиков. Наряду с этим по итогам 9 месяцев 2019 года наблюдается тенденция к снижению объема поступлений: исполнение утвержденных назначений по таким ключевым статьям собственных доходов как налог на прибыль организаций (32,7% ННД) и неналоговые доходы в форме прибыли от участия в капиталах предприятий и дивидендов по акциям (8,5% ННД) составило 73% и 79% к уровню прошлого года за аналогичный период. В результате по итогам 2019 года ожидается сокращение собственных доходов бюджета на 7%, в частности по налогу на прибыль организаций на 22%, а по доходам в виде прибыли от участия в капиталах предприятий и дивидендов по акциям – на 29%. В 2018 году эти статьи доходов выступали основными драйверами роста в связи с краткосрочным восстановлением уровня налоговых и дивидендных платежей, в частности от экспортно-ориентированных предприятий отраслей алмазодобычи и нефтедобычи. Компенсирует ситуацию в 2019 году расширение трансфертной поддержки региона, в ходе которой прирост по безвозмездным поступлениям (около 40% доходов бюджета) планируется на уровне 8%. Помимо этого, ожидается выравнивание за счет прироста поступлений по таким основным статьям, формирующим собственные доходы бюджета, как налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество и налог на доходы физических лиц, который по итогам 9 месяцев 2019 года составил 51%, 15% и 8% соответственно к уровню прошлого года за аналогичный период.
Бюджет республики исполнялся с дефицитом, который в 2015-2017 гг. в среднем составлял 6,3% ННД (по итогам 2018 года наблюдался профицит на уровне 7,3% ННД). Согласно последним уточнениям закона о бюджете на 2019-2021 гг. по итогам 2019 года республика ожидает дефицитное исполнение бюджета (на 01.10.2019 дефицит составил 5,5% ННД), что в том числе обусловлено увеличением расходов на 8%. При этом по итогам 9 месяцев 2019 года прирост расходов бюджета составил 4% к уровню прошлого года за аналогичный период. Основным источником финансирования дефицита в 2019 году является изменение остатков средств на счетах бюджета, сформированных за счет профицита предыдущего года. В структуре расходов региона преобладают расходы на социальную сферу, в числе которых в 2019 году наибольшие доли предусмотрены на образование и социальную политику в размере 22% и 17% соответственно, на национальную экономику планируется направить около 18% всех расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается агентством сдержанно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2016-2018 гг. составляла в среднем 11,9%.
Регион обладает умеренным уровнем долговой нагрузки: по состоянию на 01.01.2019 долг региона составил 50,6 млрд руб., а отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за предшествующие 12 месяцев составило 36,4% (на 01.10.2019 50,8 млрд руб. и 37,7% ННД). В 2018 году республике удалось снизить объем государственного долга путем направления части дополнительных доходов бюджета, полученных сверх утвержденного законом о бюджете объема доходов, в сумме 1,8 млрд руб. В долговом портфеле региона по состоянию на 01.10.2019 преобладают рыночные заимствования: облигации составили 58,1% долга, банковские кредиты – 15,6%. По-прежнему весомую долю 22,8% в долговом портфеле занимают государственные гарантии, предоставляемые в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Агентство отмечает, что регион не участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов, их доля в долговом портфеле на 01.01.2019 составляла 12,6% и планируется к сокращению вследствие замещения рыночными заимствованиями (3,5% на 01.10.2019). У региона в обращении имеется 8 выпусков облигаций на общую сумму 33,1 млрд руб., по всем предусмотрена амортизация. Сроки погашения по действующим выпускам наступают в 2020-2026 гг. Отношение расходов на обслуживание долга к ННД оценивается как невысокое: 1,8% за 2018 год, прогноз на 2019 год – 2,5%, что положительно оценивается агентством. Краткосрочный долг республики по состоянию на начало 2019 года составлял 20% от общего объема долга (17,4% на 01.10.2019). В 2019 году состоялось размещение двух новых выпусков облигаций на сумму 12 млрд руб. в рамках рефинансирования имеющегося долга. Удлинение сроков погашения долгового портфеля оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 219,1 млрд руб., объем расходов – 208,9 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.05.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.