Москва, 8 мая 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании «Ресурсосбережение ХМАО» на уровне ruA-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
ООО «Ресурсосбережение ХМАО» (далее – компания, РСБ ХМАО) осуществляет проект строительства и эксплуатации комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов (ТКО) для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО). Объект включает в себя две карты полигона для размещения ТКО мощностью 90 тыс. тн. в год каждая, вводимых в эксплуатацию последовательно и мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тыс. тонн ТКО в год. 76% уставного капитала компании принадлежит АО «Управление отходами» - крупнейшей группе компаний, реализующих проекты по обращению с ТКО в рамках концессионных соглашений в РФ, 24% - АО «Автопарк №1 «Спецтранс», одному из крупнейших операторов по комплексному обращению с ТКО в г. Санкт-Петербург.
Проект реализуется на основании заключенного 18 декабря 2017 года концессионного соглашения (КС) сроком 22 года, где концессионером является компания, а концедентом – ХМАО, от имени которого выступает Департамент промышленности округа. КС соответствует положениям принятой в регионе территориальной схемы обращения с отходами, которая закрепляет монопольный статус полигона компании и будет нормировать деятельность компании в дальнейшем. Контроль над соблюдением реализации территориальной схемы будет лежать на региональном операторе по обращению с ТКО, АО «Югра-Экология», контролируемом регионом через Фонд развития ХМАО-Югры. На эксплуатационной стадии проекта региональный оператор также будет являться основным контрагентом компании, собирая плату от мусорообразователей и рассчитываясь с операторами – сбора, вывоза, обработки и размещения ТКО. КС также закрепляет возможность компенсации концессионеру выпадающих доходов через механизм минимальной гарантированной доходности, определяемой как 75% от произведения расчетного тарифа и проектной загрузки полигона (90 тыс. тонн или 495 тыс. м3 ТКО в год), что приводит к выделению агентством умеренного фактора поддержки. Выделение фактора также обусловлено финансовой устойчивостью концедента - агентство оценивает условный рейтинговый класс ХМАО как очень высокий. КС фиксирует тариф на первый год эксплуатации и предполагает его последующую ежегодную индексацию на уровень ИПЦ, что положительно сказывается на прогнозируемости денежных потоков компании и сохранении уровня рентабельности при возможном росте операционных расходов.
Генеральным подрядчиком по строительству комплекса выступает ООО «СК Гидрокор». Несмотря на невысокую оценку условного рейтингового класса генподрядчика, агентство в целом положительно оценивает риски работы с ним из-за наличия «револьверной» банковской гарантии, предоставленной Банком ГПБ (АО) (ruAA+, стаб.) до 27 января 2021 года и покрывающей в моменте величину выданных генподрядчику авансов в рамках полной стоимости контракта, и значительного опыта работы генподрядчика по аналогичным проектам, реализованным ранее обоими акционерами. Генподрядчик не является критически важным в терминах применяемой методологии и компания имеет возможность привлечения нового генподрядчика в случае необходимости.
Несмотря на невысокую техническую сложность проекта и его стандартизированность относительно прочих проектов, реализуемых «Управлением отходами» (материнская компания и её дочерние общества реализуют 10 проектов в рамках концессионных соглашений в 8 регионах РФ), агентство обращает внимание на высокие риски, связанные с ранней стадией реализации проекта. На старте земляных работ в 2018 году были обнаружены недочеты в проектной документации, разрабатывавшейся концедентом, что приводило к занижению физического объема земляных работ, и, соответственно, бюджета проекта. В 2018 году в КС были внесены изменения – обязанности по разработке проектной документации были возложены на РСБ ХМАО, что привело к переносу сроков получения заключения Главгосэкспертизы и разрешения на строительство на конец первого – начало второго полугодия 2019 года. Компания предполагает, что увеличение объема работ приведет к росту совокупных капитальных затрат на не более чем 180 млн руб.
В рамках блока бизнес рисков сдерживающее влияние оказывает фрагментированная структура бенефициаров компании – крупнейший бенефициар контролирует 37% капитала.
Финансовые риски проекта оцениваются агентством на сравнительно низком уровне. Помимо упомянутых ранее обязательств концедента – компенсации выпадающих доходов и индексации тарифа – концедент также участвует в финансировании проекта через предоставление капитального гранта общей суммой 224 млн руб. Агентство трактует капитальный грант как квазикапитал, что приводит к положительной оценке структуры финансирования проекта – 80% (с учетом пересчета после роста бюджета проекта) необходимых инвестиций проекта будет профинансировано за счет привлечения заемных средств. 19.12.2018 РСБ ХМАО успешно разместило эмиссию облигаций серии 01 объемом 1.1 млрд руб с плавающей ставкой (большее из: ИПЦ + 4.5%, ключевая ставка ЦБ РФ + 1.5%). Первый купон предполагается к уплате через 1.5 года от размещения – 19.06.2020. До размещения облигаций финансирование велось посредством выборки открытой кредитной линии, которая была погашена после размещения. Размещенные облигации обеспечены, помимо прочего, денежными средствами на открытом в ПАО «БАНК СГБ» (ruBBB+, стаб.) залоговом счете, использование которых ограничено «исчерпывающим перечнем разрешенных выплат», представленным в проспекте ценных бумаг. Контроль расходов будет осуществляться представителем владельцев облигаций, и, по мнению агентства, обеспечит достаточный уровень обособленности финансов компании от возможного регресса со стороны аффилированных компаний.
Прогнозная ликвидность компании на горизонте 18 месяцев от 31.12.2018 оценивается на уровне 1.05, что является приемлемым для проектных компаний – компания не имеет прочих открытых кредитный линий, дополнительным источником ликвидности для проекта является возмещение НДС. Финансовая состоятельность проекта положительно оценивается агентством – на горизонте 5 лет от 31.12.2018 показатели DSCR и ISCR, как ожидается, будут составлять не менее 1.3 на конец каждого отдельного года. Компания, как ожидает агентство, не будет подвержена валютным рискам ввиду полностью российского происхождения всего приобретаемого оборудования.
По данным отчетности ООО «Ресурсосбережение ХМАО» по стандартам РСБУ активы компании на 31.12.2018 составляли 1.1 млрд руб., объем собственных средств – -3.8 млн руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ООО «Ресурсосбережение ХМАО» был впервые опубликован 10.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.05.2018.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 25.01.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Ресурсосбережение ХМАО», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Ресурсосбережение ХМАО» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Ресурсосбережение ХМАО» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.