Москва, 29 июля 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности Ханты-Мансийского НПФ на уровне ruВВВ-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
АО «Ханты-Мансийский НПФ» осуществляет деятельность в области обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Основным собственником фонда является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра в лице Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры. Высокий уровень кредитоспособности округа, а также высокая вероятность, по мнению агентства, административной поддержки фонда со стороны региональных органов власти оказывают существенное положительное влияние на уровень рейтинга. Агентство также принимает во внимание, что в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июля 2011 года №64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении», а также договором дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан между Правительством автономного округа и фондом Правительство имеет обязательство непрерывного финансирования пенсионных выплат: в 2018 году общая сумма пенсионных взносов Правительства автономного округа (с учетом увеличения размера пенсионного взноса на сумму восполнения выплат за прошлый год) составила 4,5 млрд рублей.
Качество активов пенсионных накоплений высоко оценивается агентством: на 31.03.2019 доля высоколиквидных вложений с рейтингами ruА+ и выше от «Эксперт РА» или сопоставимыми рейтингами других агентств составила более 99%. Кроме того, по мнению агентства, фонд мало подвержен рискам концентрации вложений пенсионных накоплений на одном объекте с учетом высокого кредитного качества инвестиций. Так, на 31.03.2019 на долю крупнейшего объекта вложений, который не может быть отнесен к условному рейтинговому классу ruAA и выше, пришлось 5,1% активов пенсионных накоплений. Одновременно агентство отмечает отсутствие связанных сторон в активах пенсионных накоплений. Кроме этого, в качестве позитивного фактора выделяется высокая доходность от инвестирования пенсионных накоплений: за период с 31.03.2016 по 31.03.2019 доходность пенсионных накоплений составила 27,5%.
Положительное влияние на рейтинг оказывают высокий размер среднего счета по ОПС (103,8 тыс. рублей на 31.03.2019) и умеренно высокий темп прироста обязательств по ОПС (1,9% за период с 31.03.2018 по 31.03.2019). Кроме того, агентство позитивно оценивает высокую диверсификацию и надежность управляющих компаний, с которыми сотрудничает фонд при размещении пенсионных накоплений. Так, на 31.03.2019 более 80% пенсионных накоплений было передано в доверительное управление компаниям, имеющим рейтинги надежности и качества услуг на уровне А+ и выше от «Эксперт РА», на крупнейшую управляющую компанию приходилось 31,2% пенсионных накоплений.
В отличие от пенсионных накоплений, качество активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, оценивается агентством как низкое. Давление на показатель оказывают вложения в паи ЗПИФов, оцениваемые агентством максимально консервативно, а также долгосрочная дебиторская задолженность, обладающая, по мнению агентства, низким кредитным качеством. В рамках ЗПИФов фонд преимущественно реализует строительные проекты на территории ХМАО-Югры. Выбор этих активов обусловлен необходимостью финансирования строительства коммерческой и жилой недвижимости (в т.ч. в рамках программ переселения из ветхого и аварийного жилья) в округе, что является важной составляющей социальной политики Правительства округа. Агентство позитивно отмечает проводимые фондом мероприятия по снижению доли вложений в проблемные активы путем реализации строительных проектов и продажи недвижимости. За период с 31.03.2018 по 31.03.2019 доля вложений в паи ЗПИФов в активах пенсионных резервов снизилась с 35,1% до 26,6%, а доля «проблемной» дебиторской задолженности – с 18,0% до 13,2%. Доля высоколиквидных вложений в объекты с рейтингами ruA+ и выше по шкале «Эксперт РА», напротив, увеличилась с 45,5% на 31.03.2018 до 60% на 31.03.2019.
В числе негативных факторов агентство по-прежнему выделяет высокую концентрацию активов пенсионных резервов на группе связанных объектов (в рамках реализации строительных проектов): 32,1% на 31.03.2019. Результаты инвестирования пенсионных резервов оцениваются как низкие: за период с 31.03.2016 по 31.03.2019 доходность составила 7,1%. В числе позитивных факторов отмечается высокий темп прироста объема обязательств по НПО (12,4% за период с 31.03.2018 по 31.03.2019), однако, размер среднего счета по НПО сохраняется на низком уровне (62,0 тыс. рублей на 31.03.2019). Негативно агентство оценивает низкую диверсификацию пенсионных резервов по управляющим компаниям и невозможность высоко оценить надежность и качество услуг крупнейших УК: по состоянию на 31.03.2019 порядка 95% пенсионных резервов находилось под управлением связанных с фондом управляющих компаний, не имеющих рейтингов надежности и качества услуг.
Существенное давление на рейтинговую оценку оказывает наличие значимых оговорок в аудиторских заключениях к бухгалтерской отчетности фонда за 2017 и 2018 годы: завышение балансовой стоимости финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, занижение резерва под обесценение дебиторской задолженности, а также отсутствие у аудитора достаточных доказательств в отношении обоснованности признания отложенного налогового актива. Кроме того, аудитор указывает на существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности фонда, обусловленную дефицитом ликвидности на горизонте свыше года, существенной концентрацией активов фонда на вложениях в готовые и строящиеся квартиры и в инвестиционную недвижимость, а также отсутствием подписанного с Правительством Ханты-Мансийского округа соглашения о реструктуризации задолженности строительного бизнеса.
Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокий запас собственных средств: на 31.03.2019 собственные средства фонда, рассчитанные в соответствии с Указанием Банка России № 4028-У, превысили минимальный нормативный размер собственных средств на 186,2%. Качество активов, в которые инвестированы собственные средства фонда, оценивается как невысокое: на 31.03.2019 порядка 30% собственных средств представлено вложениями в уставные капиталы и отложенными налоговыми активами, а на высоколиквидные вложения в объекты с рейтингами ruAА и выше по шкале «Эксперт РА» пришлось 56% активов собственных средств. Негативно оценивается низкая диверсификация активов, относящихся к собственным средствам, и высокая доля вложений в связанные структуры. На 31.03.2019 на вложения в группу связанных с фондом объектов пришлось 15,5% активов собственных средств.
Среди позитивных факторов агентство выделяет наличие у фонда проработанной стратегии развития и высокий уровень транспарентности. Негативное влияние на рейтинг оказывает низкий объем активов фонда: 34,0 млрд рублей на 31.03.2019. Риски утраты бизнеса, связанного с крупнейшим клиентом, оцениваются агентством как низкие, что позитивно влияет на рейтинг. Ключевым клиентом фонда является Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, реализующее программу дополнительного пенсионного обеспечения граждан.
По данным «Эксперт РА», на 31.03.2019 объем обязательств по ОПС составил 13,9 млрд рублей, обязательств по НПО – 16,7 млрд рублей. По данным Банка России, на 31.03.2019 АО «Ханты-Мансийский НПФ» заняло 12 место по объему обязательств по ОПС, 11 место по объему обязательств по НПО, 13 место по числу застрахованных лиц по ОПС и 5 место по количеству участников НПО на российском рынке.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг АО «Ханты-Мансийский НПФ» был впервые опубликован 16.11.2008. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.07.2018.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов финансовой надежности НПФ https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.07.2018).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Ханты-Мансийский НПФ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Ханты-Мансийский НПФ» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Ханты-Мансийский НПФ» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.