Рейтинговые действия, 23.07.2019

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Ульяновской области на уровне ruBBВ

Москва, 23 июля 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruBBВ. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства, которые преимущественно состоят из производства автотранспортных средств, а также производства пищевых продуктов и производства компьютеров и оптических изделий.

Область характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2018 года оценивается на уровне 360,5 млрд руб., продемонстрировав прирост на 5,8% в номинальном выражении. Это оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Показатели благосостояния региона также находятся на невысоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2018 года составил 290,9 тыс. руб., средняя заработная плата за 2018 год, по оценке региона, составила 28,1 тыс. руб. Тем не менее, последние 5 лет в области сохраняется низкий уровень безработицы – его значение по итогам 2018 года составило 3,5%, что положительно влияет на уровень рейтинга.

В 2018 году в области были успешно завершены 12 инвестиционных проектов, общий объем инвестиций в которые составил около 10,5 млрд руб. Тем не менее, инвестиционная привлекательность области невысоко оценивается агентством – по итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил всего 36,6 млрд руб. (9,6% ВРП за предыдущие 3 года), что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга.

Агентство отмечает высокий уровень бюджетной обеспеченности региона, что оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга. По итогам 2018 года налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) составили 78,3% всех доходов бюджета, что на 0,6% больше, чем в 2017 году. В абсолютном выражении увеличение объемов ННД по итогам 2018 года составило 5,5 млрд руб. Большая часть доходов бюджета сформирована за счет акцизов – их доля в структуре ННД по итогам 2018 года составила 30,8%. Крупнейшим налогоплательщиком является ООО «Завод Трёхсосенский» (14,9% ННД), одна из самых больших компаний пивоваренной отрасли России. Благодаря проведенной в предыдущие годы модернизации, завод продолжил наращивать объемы производства в 2018 году. В совокупности с благоприятной рыночной конъюнктурой это позволило региону нарастить долю акцизных поступлений, а также привело к увеличению объемов поступлений по налогу на прибыль организаций. Доля НДФЛ и налога на прибыль организаций в структуре доходов бюджета региона по итогам 2018 года составили 24,8% и 27,1%, а их прирост по отношению к предыдущему году оценивается на уровне 9,8% и 27,6% соответственно. Поддержку уровню рейтинга также оказывает высокий уровень дисциплины исполнения бюджета - по итогам 2018 года превышение фактических доходов бюджета над запланированным составило 1,6 п.п. Одновременный рост ННД и оптимизация структуры и эффективности расходов позволила области впервые с 2009 года исполнить бюджет по итогам 2018 года с профицитом – его размер составил 2,2% ННД, или 1 млрд руб. в абсолютном выражении. В то же время по состоянию на 01.04.2019 дефицит бюджета составляет 1,5 млрд руб. Согласно действующему закону о бюджете Ульяновской области, по итогам 2019 года ожидается сокращение профицита до 325 млн руб.

Долговая нагрузка области характеризуется умеренно высоким уровнем, что оказывает давление на уровень рейтинга. По состоянию на 01.04.2019 долг региона составил 24,9 млрд руб., что составляет 55,2% ННД за предшествующие 12 месяцев. Структура долга отличается умеренно высоким уровнем диверсификации: 40,4% долгового портфеля представлено кредитами коммерческих банков, 38,8% - бюджетными кредитами, 20,1% - облигационным займом. В результате эффективного управления долговым портфелем и наращивания налоговой базы региону удалось снизить стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2018 года составило 2,3% против 4,7% годом ранее. Риски рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев оцениваются агентством как низкие, что оказывает поддержку уровню рейтинга. В течение 2019 года ожидается погашение 18,6% совокупного долга (3,46 млрд руб.), большая часть которых представлена погашениями банковских кредитов. Расходы на обслуживание долга на сопоставимом горизонте оцениваются в размере 1,05 млрд руб.  Регион не располагает остатками денежных средств на счетах, ликвидность бюджета поддерживается кредитами УФК.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 57,4 млрд руб., объем расходов – 56,5 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.10.2018.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.12.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024