Рейтинговые действия, 30.12.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-

Москва, 30 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Волгоградская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, электротехническая и пищевая промышленность), что формирует четверть ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке, за 2018 год составил 850 млрд рублей, что в действующих ценах на 10,2% выше результатов предыдущего года. Показатели благосостояния также находятся на умеренно высоком уровне: объем ВРП на душу населения составил 338 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 5,6%, среднемесячная заработная плата – 30,9 тыс. рублей, что на 10,5% выше по сравнению с 2017 годом. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. По состоянию на 01.01.2019 года уровень демографической нагрузки составил – 0,841, численность населения – 2507,6 тыс. человек, что на 13,8 тыс. человек меньше, чем за предыдущий год. За последние шесть лет среднегодовая численность населения региона сократилась на 61,7 тыс. человек.

Агентство отмечает умеренно высокую долю собственных доходов в общей структуре доходов региона: за 2018 год налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) составили 70,6%. Опережающий рост доходов бюджета способствовал росту его сбалансированности. Рост ННД обеспечен в основном за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций (+19,2%), налогу на доходы физических лиц (+19,2%) и налогу на имущество организаций (+13,5%). Основную долю в налоговых поступлениях составляет налог на прибыль – 35%, на втором месте НДФЛ – 30,7%. Структура налоговой базы области умеренно концентрированная: по итогам 9 месяцев 2019 года 10 крупнейших налогоплательщиков области сформировали 48,8% ННД. По состоянию на 01.11.2019 года доходы бюджета выросли на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе ННД на 4,7%, трансферты из федерального бюджета на 22,1%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу на доходы физических лиц (+6,7%), в структуре трансфертов по субсидиям – (+41,2%). По итогам 2019 года доходы ожидаются в размере 112,8 млрд рублей, что на 13,3% выше уровня 2018 года.

Расходы субъекта в 2018 году выросли на 11,8% по сравнению с 2017 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 69,4% или 67,2 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 18,1%, на общегосударственные вопросы – 4,4%, другие расходы - 8,1%. По состоянию на 01.11.2019 года расходы увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,2%. Наибольший рост приходится на сектора национальной экономики (+28,4%), здравоохранения (+23,0%), социальной политики (+8,2%), образования (+4,9%). По итогам 2019 года ожидается объем расходов в размере 112,8 млрд рублей, что на 16,5% выше уровня 2018 года.

В 2018 году бюджет региона впервые за последние годы был исполнен с профицитом в 2,8 млрд рублей (4% к ННД) при полном финансировании всех расходных обязательств. По состоянию на 01.11.2019 года региональный бюджет исполнен с профицитом в размере 5,3 млрд рублей. По итогам 2019 года прогнозируется исполнение бюджета близкое к бездефицитному. Бездефицитные бюджеты запланированы и на 2020-2021 годы.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2019 года оценивается как умеренно высокая: совокупный объем долгового портфеля составил 51 млрд рублей, что составляет 72,7% от налоговых и неналоговых доходов за предшествующие 12 месяцев. В 2018 году регион сократил объем государственного долга на 2,3 млрд рублей в результате роста ННД и в дальнейшем планирует продолжить политику по сокращению долговых обязательств. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 43,7%, банковских кредитов – 30,4%, облигаций – 25,9%. Долговые обязательства преимущественно состоят из долгосрочных бюджетных кредитов, предстоящих к погашению до 2034 года и банковских кредитов, погашаемых в 2020-2021 годах. Это снижает риски рефинансирования на горизонте ближайших 12 месяцев. Тем не менее преобладание в долговом портфеле рыночного долга способствует умеренно высоким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2018 году составило 3,8%. По итогам 2019 года уровень долговой нагрузки ожидается на уровне 66,4% от ННД. Кроме того, агентство отмечает высокие показатели ликвидности на горизонте 12 месяцев: у региона имеются остатки денежных средств на счетах и доступ к заемным ресурсам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 99,6 млрд рублей, объем расходов – 96,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.07.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024