Москва, 5 февраля 2018 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Ключевое влияние на рейтинг оказали высокие размерные характеристики региона, высокая доля собственных доходов, стабильная дисциплина исполнения бюджета и умеренно высокий уровень долговой нагрузки.
Нижегородская область - субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика Региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающие производства, основную долю в которых составляют нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимают оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Область характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2016 года по оценке составил 1 163 млрд руб., с приростом по отношению к предыдущему году на 8,7%. Прогнозируемый Регионом объем ВРП за 2017 год составляет 1 234 млрд руб. Показатели благосостояния Региона умеренно высокие: ВРП на душу населения по итогам 2016 года по оценке составил 357 тыс. руб., продемонстрировав прирост в 9,1% по отношению к 2015 году. Средняя заработная плата за 2016 год составила 28 400 руб., при этом уровень общей безработицы (по методологии МОТ) оценивается как низкий и составляет 4,3%. Тем не менее, демографическая ситуация в Регионе оказывает негативное влияние на уровень рейтинга. За последние три года наблюдается сокращение численности населения в сочетании с высоким уровнем демографической нагрузки (на 01.01.2017 коэффициент демографической нагрузки составил 0,792).
Агентство оценивает уровень инвестиционной привлекательности как умеренно высокий - объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств за 2016 год составил 183,6 млрд руб., отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 19,7%. За период с 2014 года на территории области были реализованы крупные инвестиционные проекты по строительству транспортных объектов, заводов, торговых комплексов, модернизации имеющихся производственных мощностей. В среднесрочной перспективе планируются к запуску проекты по строительству объектов реального сектора экономики, школ, дошкольных образовательных учреждений, медицинских центров, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Позитивное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая доля налоговых и неналоговых доходов и высокая дисциплина исполнения бюджета: доля собственных доходов составила 84,3% совокупных доходов бюджета по итогам 2016 года, при этом ежегодно исполнение бюджета по поступлению налоговых и неналоговых доходов области в целом соответствует плановому значению. Доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2016 года составила 4,2% в налоговых доходах бюджета. Низкая зависимость от крупнейших налогоплательщиков также положительно сказывается на рейтинге. Устойчивая налоговая база и высокий уровень диверсификации экономики обуславливают стабильный рост доходной базы и сокращение дефицита бюджета. По итогам 2017 года бюджет Региона был впервые за несколько лет исполнен с профицитом, что также оказало поддержку рейтинговой оценке. Тем не менее Регион демонстрирует невысокую долю капитальных вложений в расходах (доля капитальных расходов в 2015-2016 годах составила 6,95% и 6,64% соответственно).
Давление на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий уровень долговой нагрузки. Так, по состоянию на 01.01.2018 долг Региона составил 76 млрд руб., отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за 2017 год составило 63,5%. При этом в соответствии с платежным календарем предстоящих платежей по погашению государственного долга Нижегородской области доля долга, подлежащего погашению в ближайшие 12 месяцев, составляет 30,5% при участии Региона в программе реструктуризации бюджетных кредитов. В течение 2018 года в соответствии с принятым Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» планируется снижение объема государственного долга на 0,4 млрд руб. На текущий момент бюджетные кредиты составляют 27,6% совокупного долга Региона. Наибольшую часть в долговом портфеле занимают облигации, их доля составила 50,4% на 01.01.2018, доля банковских кредитов - 21,7%. Кроме того, Агентство выделяет высокую стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к налоговым и неналоговым доходам за 2016 год составило 4,6%.
Аналитики положительно оценивают качество стратегического планирования области. На территории Региона действует Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года с высоким уровнем детализации: определены отраслевые приоритеты развития области, а также комплекс мер, направленный на создание на территории области благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики. Помимо этого, в активной фазе разработки находится долгосрочная стратегия развития Нижегородской области до 2035 года.
Объем доходов бюджета по итогам 2016 года составил 134,7 млрд руб., объем расходов бюджета - 139,1 млрд руб.Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 09.06.2017). Ключевые источники информации: Министерство финансов Нижегородской области, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, «Эксперт РА».
Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 29.01.2018 г. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза ожидается не позднее, чем через 182 дня с даты пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.