Москва, 18 октября 2017 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruBBВ. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Ульяновская область - субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона характеризуется многоотраслевой структурой и имеет диверсифицированную структуру с упором на высокотехнологическую обрабатывающую промышленность: машиностроение, автомобилестроение и авиастроение.
Ключевое влияние на уровень рейтинга оказали высокий уровень бюджетной обеспеченности, умеренно высокая диверсификация структуры экономики, высокий уровень долговой нагрузки и невысокие размерные характеристики региона.
На территории региона действует, утвержденная Правительством Ульяновской области, Постановление от 13 июля 2015 года №16/319-П «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года», разработанная ВШЭ совместно с региональными и муниципальными органами власти субъекта, АО «Корпорация развития Ульяновской области», с представителями бизнес-сообщества и общественности. Развитие человеческого потенциала, обеспечение сбалансированного развития на всей территории Ульяновской области, диверсификация структуры экономики и создание инфраструктурной среды инновационного развития заявлены в качестве основных стратегических приоритетов развития Ульяновской области. Высокая степень детализации стратегии социально-экономического развития с акцентом на решении присущих для региона проблемах с соответствующими предложениями по их устранению, оказало позитивное влияние на уровень рейтинга.
Ульяновская область является регионом с развитой промышленностью, основу которой составляют высокотехнологичное производство. Активный приток инвестиций в регион, в том числе иностранных, способствующий реализации крупных инвестиционных проектов, с одной стороны, значительно диверсифицировал источники поступления налоговых доходов региона, с другой - способствовал укреплению бюджетной достаточности. Так, за 2016 год доля налоговых и неналоговых доходов в структуре бюджета составила 78.48% против 69.23% в 2014 году. Агентство ожидает сохранения тренда на дальнейшее уменьшение зависимости от трансфертов из федерального бюджета и оценивает закладываемый в проект бюджета на 2018 год рост собственных доходов на 10% по сравнению с 2017 годом как реалистичный, что должно привести к профицитному бюджету уже 2018 году Одновременно, в Ульяновской области наблюдается структурный сдвиг собираемых налогов в пользу акцизов на алкогольную продукцию, учитывая более чем двукратное увеличение производства пивной продукции на территории региона: за период с 2014 года доля акцизов по подакцизным товарам в общей структуре налоговых и неналоговых доходов увеличилась с 18.6% до 29.9%. Налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц продолжают оставаться существенными источниками пополнения бюджета региона: налог на прибыль составил 28.1% в структуре налоговых и неналоговых доходов, налог на доходы физических лиц - 25.2%.
Совокупный объем долгового портфеля Региона на 01.09.2017 составил 25.1 млрд руб., из которых большая часть портфеля - это средства, привлеченные от кредитных организаций. Отношение долговых обязательств к налоговым и неналоговым доходам Региона за период 01.09.2016-01.09.2017, оцененные на уровне 39.5 млрд руб., составило 63.63%. Также агентство отмечает высокую стоимость фондирования Региона: расходы на обслуживание долга в 2016 году составили 5.27% от объема налоговых и неналоговых доходов. Планируемая эмиссия облигации на 5 млрд руб. с последующим замещением кредитов от банков привлеченными средствами, значительно снизит средневзвешенную ставку по долговому портфелю Региона, а участие в анонсированной программе Президентом РФ по реструктуризации долгов субъектов РФ перед федеральным центром, сгладит локальные пики по выплате на горизонте 7 лет. Комфортный график погашения долговых обязательств совокупно с планируемым снижением расходов на обслуживание долга, оказывает положительное влияние на сбалансированность бюджета Региона и частично сглаживает негативное влияние текущих показателей долговой нагрузки на уровень рейтинга.
Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: на территории Ульяновской области проживают 1.252,9 тыс. человек, количество которых неуклонно снижается за все анализируемые периоды, несмотря на все предпринимаемые меры региональных органов власти по стимулированию рождаемости населения; объем ВРП за 2016 год, по оценке, составил 317.9 млрд руб. и продемонстрировал прирост на 5.5% по сравнению с 2015 годом, ВРП на душу населения за 2016 год составил 253.3 тыс. руб., уровень безработицы за тот же период - 4.6%. Ожидаемое сохранение повышательного тренда по объему ВРП в 2017 году будет поддерживаться дальнейшим развитием высокотехнологичного промышленного сектора.
Объем доходов бюджета по итогам 2016 года составил 48.263,7 млрд руб., объем расходов бюджета - 49.341,6 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 09.06.2017). Ключевые источники информации: Министерство финансов Ульяновской области, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, «Эксперт РА».
Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 16.10.2017. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.
Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.