Рейтинговые действия, 20.06.2017

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Республике Башкортостан на уровне ruАА+

Москва, 20 июня 2017 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Республике Башкортостан на уровне ruАА+ (что соответствует рейтингу A++ по ранее применявшейся шкале). По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Республика Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Экономика региона характеризуется многоотраслевой структурой и имеет диверсифицированную экономику с упором на промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Важнейшие отрасли промышленности - нефтепереработка, химия и нефтехимия, нефтедобыча. Ключевыми факторами, оказавшими влияние на уровень рейтинга стали высокие показатели исполнения бюджета, низкий уровень долга и сильная ликвидность.

Республика характеризуется высокими размерными характеристиками. Объем ВРП за 2016 год по оценке региона составил 1 391,2 млрд руб. и продемонстрировал прирост на 10,4% с 2014 года. Республика ожидает дальнейший рост показателя при поддержании развития промышленного сектора на текущем уровне. Показатели благосостояния региона умеренно высокие. ВРП на душу населения составил 341,9 тыс. руб. по оценке за 2016 год, средняя заработная плата 27,8 тыс. руб., уровень безработицы 5,8%.

Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий уровень инвестиционной привлекательности региона от «Эксперт РА» на уровне 2В «Средний потенциал - Умеренный риск». Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 22,3%. Башкортостан входит в число лидеров среди регионов по объему инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, с 2014 года увеличился на 30,9%. Регион активно вовлекает частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов. Также агентство позитивно оценивает высокий уровень капитальных расходов. По итогам 2016 года 18,8% расходов составили расходы на капитальное строительство. На 2017 год республика прогнозирует их сокращение на 13,8% в результате снижения федеральной части финансирования.

Высокий уровень диверсификации экономики и устойчивая налоговая база  обуславливают стабильный рост доходной базы. Собираемость налогов составляет около 95%. Налоговые и неналоговые доходы составили 78,4% доходов региона за 2016 год. Тем не менее,  давление на рейтинг оказывает умеренно высокая зависимость от крупнейшего налогоплательщика ПАО «АНК Башнефть», формирующая 18,2% доходов в структуре налоговых доходов бюджета. Предусматривается установить налоговую льготу организациям владельцам лицензий на пользование недрами в размере 50% исчисленной суммы налога на имущество организаций в отношении вновь созданного и (или) приобретенного имущества, которое используется для добычи, первичной подготовки и транспортировки углеводородного сырья. Выпадающие доходы бюджета республики за 2017-2019 годы по налогу на имущество организаций составят около 300 млн. руб. и будут компенсированы за счет дополнительных поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ.

Республика характеризуется высокой бюджетной гибкостью и эффективной бюджетной политикой, что обусловило профицитное исполнение бюджета по итогам 2016 года. Этому способствовало поступление сверхдоходов по НДФЛ и налогу на прибыль организаций и высоких дивидендов от компаний госсектора - ПАО «АНК Башнефть» и АО «Башкирская содовая компания». Бюджет на 2017 год заложен с небольшим дефицитом. Тем не менее, регион ожидает исполнение бюджета по доходам на уровне 2016 года. Давление на доходную часть бюджета окажет пересмотр распределения поступления налога на прибыль  организаций и поступления от акцизов. Также регион закладывает в бюджет более низкие дивиденды от госсектора. По мнению агентства росту доходной базы может послужить увеличение поступлений по НДФЛ, которое коррелируется с прогнозируемым ростом заработных плат, а также увеличение акцизов на крепкий алкоголь, поступления по которому обеспечивает одна из крупнейших госкомпаний ОАО «Башспирт». Республика в среднесрочной перспективе планирует сокращение количества компаний госсектора и сосредоточение концентрации владения и управления на крупных и стратегически важных предприятиях. Помимо этого агентство выделяет консервативную финансовую политику региона, сбалансированную структуру расходов и высокий уровень реализации «майских указов».

Поддержку рейтингу оказывает низкая долговая нагрузка республики. По состоянию на 01.01.2017 соотношение долга к налоговым и неналоговым доходам составило 18,5%. Порядка 24,6% долга региона предстоит к погашению в ближайшие 12 месяцев, но фактически он подлежит ежегодному рефинансированию, в том числе за счет удлинения сроков заимствования. По состоянию на конец мая регион уже перекредитовался у Минфина на 1,8 млрд руб. со ставкой 0,1%. Агентство оценивает структуру долга как комфортную. На начало апреля 2017 года 53,8% долга предоставлено долгосрочными кредитами от Минфина, 34,7% долговых обязательств региона сформированы за счет облигационных займов, 10,6% кредитами от ПАО «Сбербанк России». Предоставленные гарантии (213,3 млн. руб. по состоянию на 01.04.2017 г.) не представляют собой существенного риска при текущих уровнях долга и операционных показателях. Несмотря на то, что в долговом портфеле помимо бюджетных кредитов существенную долю занимает рыночный долг, расходы на обслуживание государственного долга невысокие. Отношение расходов по обслуживанию госдолга к налоговым и неналоговым доходам составило по итогам 2016г. 1,2%. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают сильные показатели ликвидности. Помимо высоких остатков средств на счетах регион имеет вложения в депозиты, объем которых при необходимости позволяет полностью покрыть государственный долг региона.

Объем доходов бюджета по итогам 2016 года составил 162,9 млрд руб., объем расходов бюджета - 150,5 млрд руб. 

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: (495) 617-0777.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 09.06.2017). Ключевые источники информации: Министерство финансов Республики Башкортостан, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 14.06.2017. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024