Первая в новейшей истории "России рыночной" оценка предпринимательского климата крупных городов, проведенная рейтинговым агентством "Эксперт РА" дала несколько неожиданные, хотя и отчасти предсказуемые результаты.
Москва в России - это не только столица и центр власти, денег, влияния и нововведений. Традиционно "купеческий" центр современной России стал беспрецедентно доминирующим предпринимательским ядром, отличающемся крайне выгодными условиями ведения бизнеса: близостью к власти и возможности лоббирования интересов, нахождение на основных транспортных, финансовых и инвестиционных потоках, хорошими условиями жизни. Именно поэтому всей рассматриваемой совокупности городов, лишь в Москве показатели концентрации предпринимательской и инвестиционной активности существенно выше, чем условия для ведения бизнеса. Такое положение уже вызывает "перегрузку" Москвы бизнесом, что проявляется в усилении конкуренции предпринимателей за право ведения бизнеса в городе и поиск новых мест размещения и развертывания своей активности. Что же нам предлагают другие крупные города России? Или только Москва реально является "рыночным анклавом" в стране со все еще "переходной" экономикой?
Исследование показало, что значительная часть крупных российских городов готова к более интенсивному развитию собственного бизнеса и приема "внешних" предпринимателей. Но пока в них уровень развития местного предпринимательства отстает от реально существующих условий для бизнеса в 2-4 раза. Не вызваны ли сетования бизнесменов на произвол местных чиновников проблемами самих предпринимателей? В конце концов, в Москве с чиновниками не меньше, если не больше проблем. Одной из главных причин неразвитости бизнеса вне Москвы является слабость местной собственной финансовой инфраструктуры поддержки бизнеса. Необходимо решить проблему "перекачки" денег из Москвы в регионы и другие города.
В какие в первую очередь, - на это дает ответ предлагаемое исследование.
Наметившийся в последние годы процесс "ухода" крупного бизнеса из Москвы на периферию в форме ли переноса штаб квартир крупных корпораций или развертывания сетей филиалов и отделений в регионах также нуждается в ориентирах территориальной привязки.
Куда лучше перенести деятельность или где в первую очередь "посадить" филиалы, - и на этот вопрос можно найти ответ в полученных результатах.
Наконец, во что обойдется любопытному столичному или не совсем столичному бизнесмену деловая "разведка" в заинтересовавший его город? Корреспонденты и представители нашего журнала собрали необходимую информацию, которая позволила дать, в первом приближении, ответ и на этот вопрос.